Меню
12+

«Сельский труженик». Газета о политической, экономической и социальной жизни Безенчукского района Самарской области

18.08.2017 15:51 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 64 от 19.08.2017 г.

К консолидации пока не готовы

Автор: Наталья Зотова

До 90-х в СССР потребительские кооперативы (райпо и сельпо) выполняли функции посредников между частниками и государством. 

Частные хозяйства и крупные государственные знали, куда и по какой цене они гарантировано могут сдать свою продукцию: мясо, молоко, шерсть и т.д. Такое сотрудничество было удобно всем. Перестройка эту систему разрушила. Возродить хорошо отработанный механизм получается с большим трудом.

В некоторых районах Самарской области кооперация не только сохранилась, но и продолжает развиваться, обеспечивая жителей сел работой, качественными продуктами питания, а бюджет районов  – налоговыми поступлениями. В их числе Исаклинский, Клявлинский, Кошкинский, Похвистневский. О былой мощи кооперативного движения говорить сегодня не приходится.

Что мешает развитию кооперации на территории Безенчукского района, мы решили узнать у самих сельхозтоваропроизводителей.

В с. Васильевке располагается крупнейшее животноводческое хозяйство  ООО «Русское подворье». Общее поголовье стада казахско-белоголовой породы составляет 993 головы, 320  из которых маточное поголовье. Сейчас здесь завершается строительство пятого коровника. Осталось забетонировать полы и побелить стены, и помещение к 1 октября будет готово, чтобы принять коров и телят на зимовку. Идет строительство кормоцеха, где будут размещаться плющилка и дробилка для дробления зерна на зерносмесь скоту.

Руководитель С.В. Вдовенко (на снимке) делает все возможное, чтобы хозяйство стабильно развивалось. Основное направление  – продажа телят и телок на племя. Ежегодно около 120 голов молодняка разбирают в свои хозяйства фермеры по всей России. Около 50 голов идут на забой. Для этих целей был построен цех по забою. Вопрос со сбытом мяса решался постепенно. И наличие кооператива в этой ситуации очень бы помогло, но…

Есть объективные проблемы.

– Проблема в отсутствии консолидации, – говорит Сергей Васильевич. – Решил строить бойню, чтобы осуществлять забой скота по санитарным  правилам в соответствии с новым Законом. Вышел с предложением о долевом строительстве к другим руководителям, занимающимся выращиванием скота. На мое предложение никто не откликнулся. Стройку осуществил сам. В результате, сейчас бойня работает не в полную мощь.  Были те, кто предлагал построить молокозавод, чтобы сдавать молоко со всех хозяйств и от частников. Но строить надо было всем вместе. Предложение повисло в воздухе.

Как я разрешил свою ситуацию? У меня после забоя есть определенный объем мяса. Куда его реализовывать? Открыли цех «Домашний кулинар», работницы которого лепят пельмени, манты, котлеты… Все это мы реализуем через торговые сети. Заключил договор с магазином «Мясной погребок», который реализует мясо с нашего хозяйства в Безенчуке. С ними я заключаю договор на определенный объем.

Конечно, было бы хорошо заниматься только производством. Пусть реализацией занимался бы  кооператив. Но что может получиться?

Кооперативу нужны определенные объемы, ведь он обязан соблюдать договор с покупателем. Я привез мясо и сдал. А другой фермер нет. Обстоятельства так сложились или же цена принимаемого мяса его не устроила.  Получается, мы нарушили свой договор с кооперативом. Кооператив развалился. Что бы этого не произошло, во главе кооператива должен стоят человек, пользующийся безоговорочным уважением в сельскохозяйственной среде. И нужно условия договора прописать так, чтобы они устраивали всех участников (руководителя кооператива и фермеров). Кооператив-то и подразумевает объединение, которого у нас пока нет.

И это только одна сторона медали. Есть и другие факторы, которые мешают создать кооператив в нашем районе. В первую очередь, отсутствие базы. В некоторых районах она сохранилась после райпотребкооперации. У нас не сохранили. А начинать всё с нуля, строить здание, закупать холодильники – очень накладно.

Да и необходимости нет. Нет большого спроса. В Безенчуке много сетевых магазинов, в которых мясо продается по сравнительно низкой цене. Сетевики могут себе позволить из-за больших объемов ставить цену ниже (в этой ситуации про качество умолчим). Мы по такой низкой цене наше мясо продать не можем, зная его реальную себестоимость. Хороший кусок говядины дешевле 350 рублей стоить не может. Получается, кооператор скупать мясо у нас будет по цене выше, чем в сетевом магазине. К тому же, ему нужно будет включить в будущую цену расходы на электроэнергию (работа холодильников), зарплату персонала, предстоящие налоги… Скажите, кто пойдет покупать мясо по цене выше, чем в супермаркете? Единицы, которые предпочитают высококачественные натуральные продукты и у которых доходы позволяют такие продукты покупать.

А ведь если бы мы все объединились, могли бы не только реализовывать свою продукцию через торговые сети в виде полуфабрикатов и мяса, но и предоставлять нашу продукцию в больницу, детские сады и школы. Думаю, родители были бы рады знать, что их дети питаются натуральным мясом, а не соей.

Есть мнение еще одного фермера, поголовье которого в с. Троицком составляет более 260 голов. Т.И.  Никитина в прошлом году стала победителем ежегодной областной акции «Хозяйка села» в номинации «Женщина-фермер». Выращиванием скота занимается с 1989 года. У Татьяны Ивановны и её супруга Александра Владимировича был свой печальный опыт ведения кооперативного бизнеса.

– В 2012 мы с мужем загорелись идеей создать свой кооператив, – рассказывает Т.И. Никитина. – У нас свое поголовье КРС,  планировали собирать забитые тушки у населения. Для этих целей взяли  кредит на покупку «ГАЗели», чтобы собирать мясо по селам. К сожалению, участок для торговли мясом нам взять в аренду не разрешили. Как, впрочем, и субсидию на выплату кредита за машину. Два года длились наши мытарства. Мы, как слепые котята, тыкались, пытаясь сдвинуть с мертвой точки это кооперативное движение. В результате, с горем пополам погасили кредит, а дело закрыли. А теперь и рады, что так вышло. Это был наш отрицательный опыт. После этого мы решили сделать ставку только на выращивание поголовья. И дела пошли в гору.

Это мнение фермеров.

А вот что рассказывает руководитель КФХ, занимающийся растениеводством, И.И. Незнамов:

– У нас в хозяйстве всего 880 га посевных площадей. Хочется, соблюдая севооборот, посеять несколько культур. К примеру, гречиху. Но потом думаешь: «Соберу я 20-30 тонн гречихи и куда  с ними? Кто станет связываться с такими маленькими объемами?». Для нас, аграриев с небольшими посевными площадями, кооператив стал бы спасением. Мы бы ему сдали по 30 тонн, а кооператив уже всю собранную массу в 100-200 тонн мог бы реализовать крупному покупателю. У  крупных хозяйств проблем с реализацией нет, в отличие от нас.

Чем крупнее хозяйство, тем больше у него шансов выгодно реализовать свою продукцию. Кооператив мог бы объединить небольшие КФХ. Но аграрии Безенчукского района пока не готовы для консолидации и работы в новом формате, несмотря на финансовую поддержку в создании кооперативов правительства Самарской области.

В целях эффективного решения задач, стоящих перед кооперативными организациями, правительством региона утверждена государственная программа Самарской области «Развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области на 2013-2020 годы».

Основной целью программы является развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области, обеспечивающее повышение занятости и уровня жизни сельского населения Самарской области и насыщение регионального продовольственного рынка высококачественными продовольственными товарами собственного производства.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

108