Меню
12+

«Сельский труженик». Газета о политической, экономической и социальной жизни Безенчукского района Самарской области

16.12.2014 14:06 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 98 от 17.12.2014 г.

Семь долгих лет войны

Автор: Наталья Зотова

Совсем недавно состоялась моя встреча с участником Великой Отечественной войны, жителем Безенчука Николаем Ивановичем Блинковым. 

Ветеран плохо слышит, поэтому наш разговор шел с помощью его супруги Валентины Евсеевны. Мне показали все имеющиеся документы военных лет и, конечно же, награды. А награды серьезные! Чего стоят только медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды. Не менее значимы  награды «За победу над Германией», медаль Жукова, «За победу над Японией», «За освобождение Праги». К сожалению, со временем из памяти стерлись многие события военных лет.

Вот что мне удалось узнать о судьбе ветерана.

– Родился я в Студенцах  Хворостянского района,  в 1925-м году. Окончил семилетку. Когда началась война, работал в совхозе им. Горького, косил траву на лобогрейках. Нас всех собрали возле управления и объявили о войне. На фронт меня забрали только в 1943-м, – вспоминает Николай Иванович. –  Отправили в военкомат в Хворостянку, оттуда на Мыльную и в Сызрань.

В военном билете запись: «С февраля 1943 по сентябрь 1943 – курсант 11-ой учебной бригады», а чуть ниже: «С сентября 1943 по август 1944 – 9 танковый корпус 108 танковой бригады, орудийный номер 76».

Мы можем проследить боевой путь, по которому следовал  9-й танковый корпус. 7.09.1943 г. корпус вышел к Десне. С 29 мая 1944 года 108-ая танковая бригада в составе 9-го танкового корпуса подчинена 1-му Белорусскому фронту и вошла в состав 3-й армии, а с 21 июля 1944 года в состав 28-й армии. 24 июня 1944 года бойцы 108-ой бригады принимали участие в Белорусской стратегической наступательной операции, наступая на Бобруйском направлении из Рогачева и  Жлобина. 1 июля – на марше из Осиповичей, а 4 июля корпус включен в конно-механизированную группу генерала И.А. Плиева и начал наступление на Барановичи, который был взят 8 июля 1944 года. За взятие этого города бригада была награждена орденом Красного Знамени.

С большой долей вероятности можно сказать, что воевал Николай Иванович на самоходной установке СУ-76М. Об этом факте свидетельствует запись в документе «орудийный номер 76» (военнослужащий, входящий в состав орудийного расчета и выполняющий определенные обязанности по обслуживанию артиллерийского орудия).

Далее, опять же согласно записи в военном билете, следует упоминание о радиокурсах в Тбилиси, на которых Н.И. Блинков обучался с августа 1944 года по февраль 1945. И вот, уже являясь командиром радиоотделения радиостанции РБМ в 63-ом механизированном полку, Николай Иванович участвует в освобождении Праги.

– Уже май был. Тепло. Только дожди не прекращались. Все дороги развезло. И тут рано утром такая стрельба началась… Это был штурм Праги, а после него все узнали, что мы победили. Война наконец-то закончилась, – продолжает ветеран.

1-й Украинский фронт наносил удар по Праге с севера через Рудные горы. Ранним утром 6 мая разведка установила, что сплошную оборону противник создать не успел. Во второй половине дня стрелковые дивизии 13-й и 3-й армий совместно с соединениями 3-й и 4-й гвардейских танковых армий нанесли мощный внезапный удар по самым слабым местам  обороны немцев. 5-я гвардейская армия сумела завершить подготовку к наступлению только к вечеру, когда основные силы фронта уже прорвали оборону противника и, несмотря на сильные дожди, затруднявшие движение по размокшим дорогам, продвинулась более чем на 20 км. 7 мая наступление на Прагу начал и 2-й Украинский фронт, его 7-я гвардейская армия под командованием генерала М.С. Шумилова сразу же продвинулась на 12 км. Используя этот успех, командующий фронтом маршал Р.Я. Малиновский на следующий день ввел в сражение 6-ю гвардейскую танковую армию генерала А.Г. Кравченко, которая устремилась к столице Чехословакии.

На рассвете 9 мая передовые части 3-й и 4-й гвардейских танковых армий ворвались в Прагу. Днем с востока в город вступили передовые части 60-й и 38-й армий 4-го Украинского фронта. В течение нескольких часов город был очищен от остатков немецких войск.

Николай Иванович стал непосредственным участником героического штурма и освобождения Праги в период с 3 по 9 мая 1945 года и был награжден медалью «За освобождение Праги». Но и после празднования Дня Победы война для старшего сержанта не закончилась.

Казалось бы, все вздохнули с облегчением: советский народ освободил свою землю от фашистских захватчиков, но…

На Дальнем Востоке и островах Тихого океана война все еще продолжалась. Военные действия империалистической Японии несли угрозу границам СССР. Советский Союз в целях обеспечения безопасности дальневосточных рубежей должен был вступить в войну с Японией.

К августу 1945 года численность японских войск в сопредельных с СССР районах превышала 1 млн человек. Они располагали 1155 танками, 5360 орудиями и минометами, 1800 боевыми самолетами. Основная группировка войск была сосредоточена в Маньчжурии и Северной Корее. Войска, развернутые в этих районах, составляли так называемую Квантунскую армию.

В числе соединений и объединений, предназначенных для переброски советских войск на восток, был и 7-й механизированный корпус. Его вывели из состава 1-й гвардейской конно-механизированной группы и передали в оперативное подчинение 6-й гвардейской танковой армии под командованием гвардии генерал-лейтенанта танковых войск А. Г. Кравченко.

По замыслу советского командования, война с Японией должна была включать в основном Маньчжурскую стратегическую наступательную операцию в Маньчжурии, а также Южно-Сахалинскую наступательную и Курильскую десантную операции. Боевые действия советских войск в Маньчжурской операции разворачивались на огромном пространстве: по фронту более 4 тыс. км и в глубину до 800 км. Главные удары наносили Забайкальский и 1-й Дальневосточный фронты. Войска Забайкальского фронта под командованием маршала Р. Я. Малиновского, наносившие удар в направлении Чанчуня и Мукдена (Шеньян), имели задачу стремительным вторжением в Центральную Маньчжурию отрезать пути отхода Квантунской армии в глубь Китая и во взаимодействии с войсками 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов разгромить ее главные силы.

Переход корпуса по безводной пустыне совершался двумя параллельными колоннами по непроверенным маршрутам. В правой колонне следовали главные силы: 64-я механизированная бригада подполковника И. Н. Очаковского, 41-я гвардейская танковая бригада гвардии полковника А. И. Лаптева, усиленная самоходно-артиллерийским полком, зенитной батареей и саперной ротой, затем 1051-й самоходно-артиллерийский полк (резерв командира), штаб корпуса и 63-я механизированная бригада подполковника М. М. Прокофьева с зенитной батареей,  в которой служил Николай Иванович Блинков.

 Колонны корпуса продвигались к Большому Хингану в невероятно трудных условиях. Стояла удушающая жаркая погода. Горячий воздух сушил губы. Песок лез в нос и в рот, забивал глаза. Постоянно хотелось пить. На всех маршрутах вскоре появились зыбучие пески. Машины буксовали на барханах, в радиаторах кипела вода. На подходе к горному хребту генерал-майор Ф. Г. Катков выдвинул вперед 63-ю механизированную бригаду.

Пройдя по почти 10-километровому узкому коридору Хинганского ущелья, ширина которого не превышает пятидесяти метров, а высота отвесных стен достигает пятиэтажного дома, части корпуса в полдень 10 августа подошли к подножью хребта. Нужно было отдохнуть личному составу, особенно водителям танков, самоходно-артиллерийских установок. На следующий день небо разверзлось многочасовым дождем, а корпус продолжал спуск с хребта. Даже многоопытные солдаты преодолевали Большой Хинган на пределе физических возможностей. Тем не менее, за несколько дней механизированный корпус смог преодолеть Большой Хинган и выйти в пределы Центрально-Манчжурской равнины.

Пока основные силы корпуса находились в ожидании горючего, действовавшая в авангарде 63-я механизированная бригада продолжала наступать в глубь маньчжурской территории.  К исходу 14 августа после короткого боя овладела важным узлом дорог –  городом Таоань.

– Я помню, как вся техника осталась без горючего. Нам необходимо было его раздобыть. Я ехал на своем броневике БА-64. Подъехали мы к Таоаню, а город обрыт рвом, в котором вода. Танком через него не пробраться, – вспоминает Николай Иванович. – Мы долго объезжали его вокруг и нашли небольшую лазейку. А тут еще ворота заминированы. С нами товарищ был, японец, он и разминировал. Так мы прорвались в Таоань. Обнаружили склад с горючим.

Со взятием Таоаня пути отхода японских войск, действовавших в Северной и Северо-Западной Маньчжурии, были перерезаны.

7-й механизированный корпус повел наступление в направлении столицы Маньчжурии — города Чанчунь. Преодолевая залитые дождями поля, корпус силами 63-й механизированной бригады к утру 18 августа вышел с юга на ближние подступы к Чанчуну. После высадки воздушного десанта 7-й механизированный корпус 21 августа занял город.

 Николай Иванович вернулся домой только в 1950-м году. Закончилась его военная дорога длиною в семь лет. Сначала работал учителем физкультуры в Еланской школе. В 1957 году вместе с женой и двумя детьми переехал в Безенчук. Построил дом. Трудился в автохозяйстве НГДУ. В 1967 году жена трагически  погибла.  Позже Николай Иванович женился во второй раз. С Валентиной Евсеевной они вместе и по сей день.  Супруга самоотверженно ухаживает за ветераном. Память щадит Николая Ивановича, оставив ему лишь обрывки воспоминаний. Лишь иногда, подойдя к окну, ему кажется, что он видит взрывы и тогда он призывает супругу спуститься в бомбоубежище…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

350