Меню
12+

«Сельский труженик». Газета о политической, экономической и социальной жизни Безенчукского района Самарской области

17.02.2015 15:28 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 18.02.2015 г.

Детский дом в Екатериновке принимал ребят с оккупированных территорий

Автор: Ирина Корнилова

Детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда, встречают на Куйбышевском железнодорожном вокзале

За суетой повседневной жизни нас мало стало интересовать, кто мы и откуда родом. Лишь единицы знают родословную своей семьи дальше третьего колена и уж тем более немногие интересуются  историей своего края. 

Наша справка

За годы войны в Куйбышевской области число детских домов с 12 увеличилось до 42, а число их воспитанников выросло с 1224 до 4323. Больше всего в губернии было юных ленинградцев –3211 человек, и детей из Смоленской области – 1580. Да и местных сирот в детдомах перебывало более 3 тысяч человек. В войну через систему детских домов прошли 12 252 человека. Некоторые были усыновлены.

Многие выросли, поступили в ремесленные училища, техникумы. Для создания нормальных условий жизни в детских домах органы соцобеспечения перечислили им более 2 млн рублей. Каждое детское учреждение имело шефскую организацию, но денег все равно не хватало.

В июне 1942 года в Куйбышеве состоялся большой митинг в защиту детей от фашистского варварства. Обком ВЛКСМ открыл в Госбанке текущий счет №160702 для сбора средств в фонд помощи сиротам. Деньги на этот счет поступали со всей области. Материально детским домам помогали и местные колхозы. 

Мало кто сейчас помнит, что в с. Екатериновке когда-то был детский дом №14. Дом, который в военные годы приютил детей из блокадного Ленинграда и городов, в которых велись ожесточенные бои – Киева, Минска, Одессы, Москвы, Краснодара, Кишинева, Сталинграда, Витебска, Славянска. Нередко в архивных списках можно найти фамилии и местных ребятишек.

Как сложилась судьба этих детей после того, как они покинули казенное учреждение, мы точно не знаем. Но где они жили до этого и при каких обстоятельствах покинули детский дом, мы можем проследить по архивным документам того времени.

Честно признаюсь, о детском доме военного и послевоенного периода я сама узнала сравнительно недавно. Готовя очередную статью по краеведению, в ходе беседы о нем мне рассказала краевед с. Екатериновки О.Ю. Комкова. А  позже, когда я начала работать с подшивками газеты «Ударник Безенчука»  военных лет, на глаза попались несколько статей, рассказывающих о  жизни детей в Екатериновском детском доме.

9 Мая вся страна широко будет отмечать 70-летний юбилей со дня Победы над фашистской Германией. Казалось бы, самая пора вспомнить о еще нерассказанных фактах из жизни нашего района в тяжелые военные годы, в том числе и жизни детдомовских ребятишек. Но, как оказалось, кроме имевшихся у меня статей, другой информации в районе не оказалось. Не было их и во многих архивах г. Самары. Удача улыбнулась мне лишь в отделе областного архива по линии образования.

Старые, потрепанные от времени документы скрывают порой трагическую судьбу маленького человека.

Доподлинно неизвестно, кто проживал до этого в здании, в котором позже нашли приют многие ребятишки. Есть мнение, что когда-то этот дом был усадьбой графа Орлова-Чесменского, а позже принадлежал купцу Малюшкину.

Также точно неизвестно, в каком году в селе появился детский дом, но, судя по документам, в большем количестве в Екатериновский детский дом поступали дети с 1942 по 1944 годы. В село эвакуировались не только отдельно прибывшие ребята (в основном,  это были дети, отставшие по пути от родителей или детских учреждений), но и группами – целыми детскими садами и пионерлагерями.

Держа в руках архивную книгу перечня детских учреждений, эвакуированных в Куйбышевскую область в период с 1 августа 1942 г по февраль … (от времени старые записи, написанные чернилами, практически исчезли, поэтому прочесть, какой это был год, не представляется возможным), можно прочувствовать всю трагедию того периода. Так, в августе в Куйбышевский район прибыла группа детей из Смоленской области детских домов в количестве 655 человек, из них 72 ребенка были распределены в Екатериновский детский дом.

В этом же году в село были перенаправлены 60 детей нач. состава действующего военно-морского флота, а также воспитанники Одесского детского сада №70 и белостокских пионерских лагерей со ст. «Озеры» и «Лысая гора».

Сколько всего пережили эти дети, остается только догадываться, но факты говорят сами за себя. Например, напротив некоторых фамилий детей, прибывших из  Ленинграда,  примечание: «умер от дистрофии». Другой пример. Во время немецкой оккупации г. Юхнова Смоленской области гитлеровцы расстреляли 365 мирных жителей, в том числе и группу воспитанников Юхновского детского дома, которых не успели эвакуировать.

Из скупых, порой неразборчивых заметок в графе: «Родители или лица, заменяющие их»,   можно узнать, где и кем работали самые близкие для детей люди: женщины – обычно уборщицами, учителями, воспитателями, одна из родительниц была заведующей комнатой матери и ребенка.

Мужчины (предположительно, еще до войны) трудились в колхозах, пожарной охране, милиции. Были и такие профессии, как слесарь II бригады стройконторы НКВД, юрист военного трибунала, учитель, политрук, сапожник, бухгалтер, директор кинотеатра.

Нередко вместо должности, в строке стояла пометка: «убит (а)», «без вести пропал (а)», «увезен (а) немцами», «в заключении» или «отца (мать) не имеет».

После Победы страна потихоньку начала отходить от ужасов войны.  За детдомовцами  начали приезжать родители и другие, оставшиеся в живых,  родственники. Многие из воспитанников, окончив школу, поступили на учебу в ФЗО и другие образовательные учреждения. Детей также переправляли в другие детские дома специального назначения. Были и такие пометки на полях: «ушел неизвестно куда», «разыскивается полицией по польским делам».

Так, на 1 июля 1953 года, число детей с 363 (по спискам за 1941-1944 г.г.) снизилось до 192, а на 1 января 1961 года их осталось уже 63. В  1965-1966 учебном году, то есть перед самым его закрытием, в Екатериновском детском доме проживали всего 54 ребенка.

В архиве сохранился листок с графиком «Вывода воспитанников из детского дома». Согласно ему, оставшиеся дети были распределены в детские дома Чапаевска, Куйбышева, Октябрьска; интернаты Октябрьска и Новокуйбышевска.

После того, как детский дом расформировали, он был переоборудован под интернат, затем под администрацию совхоза «Заря Поволжья». Сейчас в этом здании располагаются администрация сельского поселения Екатериновка, структурное подразделение ЦСО и библиотека. 

Дополнительная информация

Согласно списку лиц, временно проживающих на территории Екатериновки, после закрытия детского учреждения в селе остались проживать 50 человек.

В распоряжении редакции имеется перечень  фамилий детей, поступивших в детский дом с 1942 по 1944 г.г.

Если ваш родственник был воспитанником детского дома и вас интересует какая-либо информация  о нем, обращайтесь в редакцию по тел. 2-27-54 к Ирине Корниловой.

 

Воспитанники детского дома в Екатериновке, 1955 г. 

На снимке: Юра Кулагин, Виктор Королев, Валентин Шашков, Вена Балабаев, Коля Шишкин, Тимофей Дементьев; в центре – директор Виктор Алесандрович Иванов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1080