Меню
12+

«Сельский труженик». Газета о политической, экономической и социальной жизни Безенчукского района Самарской области

14.02.2020 14:10 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 15.02.2020 г.

Время выбрало этих парней

Автор: Татьяна Нагорнова

Х.К. Кужебердинов на снимке в нижнем ряду справа. Герат, 1982 год.

Два года и один день – именно столько служил в Афганистане житель Безенчука Хасмитулла Кабакенович Кужебердинов.

В ДРА выполнял воинский долг с 24 июня 1981 года по 25 июня 1983 года. Был призван на срочную службу из г. Вольска Саратовской области. В то время учился в Вольском сельскохозяйственном техникуме на агронома, а жил в с. Клинцовке Пугачевского района. В 18 лет, учась на втором курсе, получил повестку из военкомата.

– 27 марта 1981 года вышел приказ Минобороны о мобилизации, я получил повестку – явиться в военкомат 30 марта, – вспоминает Х.К. Кужебердинов. – Были догадки и предположения, что меня могут направить в Афганистан. О том, чтобы отказаться, никто из нас, призывников, не думал. Было как-то даже стыдно. Нас призвали на службу, надо было долг отдавать.

30 марта новобранец прибыл на сборный пункт в Елшанку Саратовской области, оттуда его отправили в Казань, в танковое училище. Там собирались призывники со всего Советского Союза. После прохождения медкомиссии воинским эшелоном поехали на юг. Доехали до Кушки – самой южной точки СССР. Х.К. Кужебердинов пробыл там 2 недели в учебке в батальоне связи. Так начался курс молодого бойца. Затем его отправили в Ташкент на три месяца для обучения пользованию коротковолновыми радиостанциями и засекреченной аппаратурой связи (ЗАС). Оттуда – снова в Кушку. А 24 июня его вместе с сослуживцами 4 вертолётами отправили в Афганистан, в Шинданд.

Так рядовой-радиотелефонист Кужебердинов в составе ограниченного контингента советских войск оказался на территории, где шли боевые действия.

– Мы не знали, что такое война, но в Шинданде сразу по обстановке поняли: тут военные, танки и что нам всем предстоит. Отобрали человек 30-40 и погрузили в ЗИЛы. Старшим автоматчиком были проведены инструкции, как вести себя при обстреле. Повезли в Герат в расположение 101-ого мотострелкового полка. Привезли ночью, курить в открытую запретили: огонёк в руке – это как прицел для душманов, которые могли стрелять с окружающих гор.

Так началась его служба в Герате в 101 МСП, взводе управления начальника артиллерии (ВУНА). 2 года провёл в палатках. Взвод в палатке по 30 и по 40 человек. Связист-корректировщик артиллерийского огня Кужебердинов участвовал в шести боевых выходах (рейдах), каждый по 10-15 дней. На боевое задание отправлялись, когда разведка сообщала о появлении банды. Её расположение нужно было уничтожить. С собой – личное оружие, всё, что необходимо для нахождения в полевых условиях. На время боевого выхода – сухой паёк. Спали на бронетранспортёрах. Приходилось и по боевой тревоге выезжать.

– Страшно, конечно, было. Особенно первые полгода, когда еще ничего не знаешь, и последние, потому что уже дом близок. Помню, выезжали на уничтожение центра подготовки моджахедов, мы их называли духами. Центр «Кангабат» располагался среди гор. Приходилось видеть смерть, терять боевых товарищей. Вблизи иранской границы в 1981 году при разгроме базы противника погиб мой друг из Ленинграда, он был радиотелефонистом, участвовал в 10 боевых операциях… Однажды взводного ранило, меня поставили замкомвзвода. До конца службы им был.

Дома у Х.К. Кужебердинова осталась большая семья. Родственники и друзья писали письма.

Ближе к демобилизации он должен был подготовить себе замену, обучить и выйти с учеником в рейд, то есть, пройти боевое крещение, сдать ему радиостанцию. Только после всего этого можно демобилизоваться.

Награждён грамотой и государственной наградой ДРА – медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». В звании старшего сержанта он вернулся домой и в своём родном совхозе приступил к работе сварщиком.

В 1989 году в Безенчуке познакомился со своей будущей супругой. Сюда он приезжал гостить у родственников – в Натальино жила бабушка, а сестра работала в безенчукской военной части. В 1991 году поженились, стали жить здесь, в Безенчуке. Вырастили троих детей.

Хасмитулла Кабакенович 17 лет работал на ЖБИ, с 2008 года и по сей день трудится слесарем-ремонтником оборудования на маслоэкстракционном заводе. Состоит в районной организации ветеранов Афганистана.

– Я как приехал сюда – стал искать сослуживцев. Стали встречаться. Вместе отмечали День Победы. Раньше ведь не было отдельной даты для тех, кто служил в Афганистане. Сейчас мы собираемся 15 февраля, в день вывода войск. Есть еще праздник 1 июля – День ветеранов боевых действий. Организация нам помогает, поддерживает. Остаётся, как и прежде, дружба и взаимовыручка.

Для Х.К. Кужебердинова 15 февраля – это, прежде всего, день памяти о службе и погибших ребятах. А еще напоминание о том, что воинский долг не разделяется по национальностям. Они честно и мужественно служили. Русские, таджики, узбеки, казахи, грузины, украинцы, дагестанцы – все едины.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

279