Меню
12+

«Сельский труженик». Газета о политической, экономической и социальной жизни Безенчукского района Самарской области

21.02.2020 14:18 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 22.02.2020 г.

Память в сердце храня…

Автор: Наталья Зотова

В Безенчукском районе не найдется ни одного человека, который не знал бы, что в годы войны на нашей территории располагалось военно-морское авиационное училище им. С.А. Леваневского, передислоцированное из г. Николаева.

Курсанты училища, с помощью летчиков-инструкторов, осваивали технику пилотирования самолетов-торпедоносцев на полевых аэродромах в Песочном, Преполовенке, Звенигородке, Обшаровке, Мыльной, а также на Васильевских островах за Екатериновкой.

Много лет прошло с той поры… Жительница Безенчука А.Н. Куликова с 1965 года бережно ухаживала за могилой погибшего в 1944 году экипажа командного и преподавательского состава училища. По крупицам все эти годы Александра Николаевна собирала материал для книги в память о летчиках-леваневцах.

В прошлом году 22 августа состоялось событие, которого А.Н. Куликова ждала долгие годы – открытие обновленного памятника курсантам училища им. Леваневского. Долгих 54 года Александра Николаевна несла вахту Памяти у деревянной могилы курсантов.

А в начале 2020 года произошло еще одно важное событие, которое вызвало слезы радости на глазах А.Н. Куликовой, – ей передали журнал «Мономах» из Ульяновской области, в котором доктор культурологии В.А. Гуркин пишет о своем отце Александре Петровиче, который в годы войны был курсантом военно-морского авиационного училища и проходил обучение в Безенчуке. Мы не могли поверить – живой бывший курсант училища им. Леваневского! Александра Николаевна передала в редакцию районной газеты журнал и контакты Александра Петровича.

И мы делимся с нашими читателями информацией о А.П. Гуркине – живой истории нашего родного поселка.

14 марта Александру Петровичу исполняется 94 года, а он бодр духом и телом. Более того, он только в 2018 году ушел на заслуженный отдых, посвятив 74 года авиации.

Из материалов статьи Владимира Александровича мы узнали, что Александр Петрович родился в селе Тумкино Ульяновской области. После 4-го класса продолжил обучение в Тереньгульской школе, в которую ходил за 7 км от дома.

В 17 лет, в октябре 1943-го, юношу призвали в армию. На сборном пункте в Ульяновске парней (по ошибке) включили в маршевую роту и повезли в теплушках на фронт. Под Лисками эшелон попал под бомбежку, Александр получил осколочное ранение. После госпиталя разобрались, что молодежь должны были отправить на учебу. Так он оказался в 5-й запасной стрелковой бригаде в Мелекессе. Учился стрелять, перетаскивать на себе «сорокапятку». В мае 1944-го уже готовились к отправке на фронт. Но приехали люди в черной форме для набора курсантов в Николаевское училище. 20 человек прошли медицинскую и мандатную комиссии. Среди них – Александр Гуркин.

Александр Петрович был рад моему звонку и с удовольствием рассказал о тех шести месяцах, что провел на безенчукской земле в годы войны.

– В мае нас привезли в Безенчук. В землянках располагались классы, где мы по 12 часов по ускоренной программе изучали основы аэродинамики, устройство самолетов, навигационно-пилотажное и радиооборудование, самолетовождение. В большом красном здании селекционной станции (здание Самарского НИИСХ) располагались штаб училища и офицерская столовая.

Жили в деревянном здании, где стояли двухъярусные кровати. Утром подъем, и на зарядку. Кормили нас в землянке. Обычная еда: щи, суп, каша. А вот хлеб безенчукский до сих пор вспоминаю. Такого душистого, пушистого и вкусного хлеба я нигде не ел!

Помню, после того, как нас привезли в Безенчук, сюда приезжал В.М. Молотов, который возглавлял наркомат иностранных дел. Видел его лишь мельком, стоя в карауле.

Самолетовождению нас учил Г.А. Захаров – простой, душевный человек. А командиром роты был Сергей Ерохин. Он обучал нас строевой подготовке.

В нашем отделении 27 курсантов было, я всех помню: К.К. Усик, Н.М. Лапшов, П.Н. Юдичев, П.С. Старков, Н.Р. Близнюк, В.Е. Афонин, И.П. Вантенков, А. Н. Сафонников, Л.А. Зорин, Е.И. Смирнов, Д. Ильин, А. Г. Зиновьев, К. Яблоков, Л.А. Рабчук¸ В.В. Судницын, В.И. Минаев, А.Я. Элиасберг, Б.А. Скворцов, П.А. Галкин, В.Е. Зубовский, Д.П. Чипиков, Н. П. Храмов, П.Н. Трофимов, В. И. Кочнев, Г. Бугаев, А.М. Недава. В другом отделении учился курсант П.А. Карташов на стрелка-радиста, он безенчукский был. Мы все дружили. И с теми, кто остался жив, а их всего 5 человек, встретились в 1979 году в училище в Николаеве.

Я выучился на штурмана. Кроме теории самолетовождения, мы и парашютные прыжки на аэродроме совершали с самолета По-2. Раньше эти самолеты называли У-2. Они легкие, двухместные, двукрылые, маневренные. В годы войны на них часто женщины летали. Вот и для нас У-2, который позже стали называть По-2 в честь конструктора Поликарпова, стал учебным самолетом.

Первый прыжок делали с деревянного помоста высотой в 3 м на яму с опилками. Затем уже с самолета. Мы выходили на крыло и по команде инструктора делали шаг в воздух. Вели про себя обратный отсчет, и как только видели землю, дергали кольцо парашюта. Было ли страшно? Да, было. Не все могли выдержать такое испытание. Помню, один из курсантов растерялся и дернул кольцо парашюта в тот момент, когда летел спиной к земле. Вытяжной парашют обвил ноги, и основной купол не раскрылся. Мы кричали ему с летного поля: «Запасной! Запасной!». Но он, конечно, нас не слышал и упал, так и не успев открыть запасной парашют.

Был на моей памяти и другой трагический случай. Летели на учебном Ил-2 инструктор и курсант, у которого уже было два прыжка. Неожиданно заглох двигатель. Инструктор скомандовал: «Прыгай!». Но курсант растерялся и не смог выпрыгнуть.

Знаю, что таких трагедий было немало. Разбивались насмерть и горели в самолете, особенно, когда осваивали Пе-2 (самолет Петлякова), тяжелый, двухмоторный пикировщик, непростой в управлении, не прощавший ошибок пилотирования.

И если мне в дальнейшем посчастливилось много лет трудиться в авиации, то те, кто погиб на безенчукской земле, так больше никогда и не смогли подняться в небо.

В октябре 1944 года нас передислоцировали в Николаев. Мы своими руками восстанавливали здание училища, строили казармы. 8 часов учились и 8 – работали на стройке. Вскоре война закончилась, и нас, курсантов, оставили продолжить обучение на полные 5,5 лет по программе высшего образования. Постепенно освоили не только По-2, Пе-2, но и Ил-2, Ли-2. Проходили практику на кораблях в Севастополе, Одессе.

В 1949-ом Александр Петрович после окончания училища получил распределение на Сахалин, в г. Корсаков. 15 лет прослужил в гарнизонах на Дальнем Востоке. Летал на американских «Бостонах» и «В-25», на отечественных Пе-2, Ту-2, Ил-28, Ту-16. Участвовал в проведении аэрофотосъемки береговой черты Дальнего Востока, за что был награжден орденом Красной Звезды. Регулярно проводил боевые дежурства: контролировал американские авианосные группы в Тихом океане.

С 1964-го служил в авиации Черноморского флота. Было много опасных и ответственных заданий. Как один из лучших специалистов принимал участие в крупных учениях Военно-морского флота «Океан».

В 1973-м А.П. Гуркин перешел в гражданскую авиацию. Освоил Ту-104, Ил-18, Ту-134 и пролетал еще 11 лет штурманом-инструктором и штурманом эскадрильи.

С 1985 года посвятил себя созданию коллекции самолетов Головного отраслевого Музея истории гражданской авиации. Участвовал в экспедициях по Советскому Союзу в поисках и реставрации старых самолетов.

Сейчас Александр Петрович на заслуженном отдыхе и … по-прежнему скучает по небу.

Наша справка.

За образцовую службу и трудовую деятельность А.П. Гуркин награжден орденами и медалями, Почетным знаком Ульяновской области «За веру и добродетель», нагрудным знаком «Отличник Аэрофлота». Принимает активное участие в жизни коллектива Ульяновского института гражданской авиации. Подполковник в отставке.

фото из семейного архива А.П. Гуркина.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

319