Меню
12+

«Сельский труженик». Газета о политической, экономической и социальной жизни Безенчукского района Самарской области

25.10.2021 09:01 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 65 от 21.08.2021 г.

Более 30 лет в поисках нефти

Автор: Наталья Зотова

21 августа жительница Безенчука ветеран-нефтяник АО «Самаранефтегаз» Мария Ивановна Мамыкина отметила свой 90-й день рождения.

Дата довольно солидная, и мы решили побеседовать с ветераном, чтобы узнать у нее секреты долголетия.

Меня гостеприимно встретила дочь Марии Ивановны Т.А. Аверьянова. Сама виновница торжества с волнением ждала встречи с корреспондентом. Ведь любое упоминание о военном детстве – это значит ворошить старые раны. А душевные раны не заживают никогда.

Мария Ивановна родом с Брянщины. В первые годы войны эта территория находилась под оккупацией немецких войск. Ветеран со слезами на глазах рассказывает, как ей, 10-летней девчонке, жилось в ту пору.

– Начало войны помню, как будто это было вчера, – начинает свое повествование дрожащим от волнения голосом юбилярша. – Мы с братом услышали по репродуктору, который стоял на центральной площади, как Молотов обратился к народу и сказал о нападении фашистской Германии: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». А родители в это время были на ярмарке. Мама у меня хозяйством занималась, а отец был военнослужащим, обучал младший сержантский состав. Поэтому его на фронт сразу же и забрали. Вскоре на него пришла похоронка. А мы уже жили на оккупированной немцами территории.

Ели то, что под ногами выросло. Ни коровы, ни живности, кроме кур, не было. Помню, мама жарила драники, пришли немцы и спрашивают, что это. Мама объяснила. Так эти фашисты всю нашу картошку выкопали и забрали.

В нашей избе жили офицер с денщиком. Он все сидел у окна, курил. А тут слышим, кричит и показывает на моего младшего брата. Оказывается, он не мог найти свои сигареты и решил, что это мой 6-летний брат украл. Вывел нас на дорогу и наставил пистолет, хотел пристрелить. А мы стоим, дрожим от страха, понять ничего не можем. Тут денщик его окликнул. Показывает, что нашел сигареты. Они с подоконника упали. Тогда офицер нас отпустил.

Старостой в нашем городе назначили друга отца. Он был инвалидом, его на фронт не взяли. Мы жили впроголодь. Кроме огорода, на котором лук, картошку и тыкву выращивали, – больше ничего. У мамы перед самой войной еще ребенок родился. Она не работала, денег не было. Так этот староста пристроил маму в офицерскую столовую, благодаря тому, что она немецкий знала (в девичестве жила под Николаевом, где проживали и евреи, и немецкие переселенцы).

Мама из столовой хоть что-то приносила, чтобы мы не умерли с голода.

Немцы жили рядом с нами. И были они тоже разные. Одна наша соседка встречалась с немецким солдатом. И вот перед самым уходом он шепнул ей, чтобы она предупредила своих и уходила ночью из города. Соседка сказала маме. Мы ночью бежали. Прятались в окопах и оттуда видели, как горел наш город. Это очень страшно, когда возвращаешься на знакомую улицу, а она вся в обугленных головешках и в рытвинах от взрывов.

По какой-то счастливой случайности дом семьи Марии Ивановны не пострадал от пожара.

В ее воспоминаниях также остались две девушки, бежавшие с поезда, которых мама прятала от немецких офицеров в подполе сарая. И подорванный партизанами мост, благодаря которому их не успели отправить в Германию. Все эти воспоминания ветеран хранит в своем сердце и передает своим правнукам.

– Пока мы жили в оккупации, в школу я не ходила. Мама целый день на работе, а я нянчила младшего брата, сажала и полола лук. А после освобождения нашего города Погар осенью 1943-го пошла учиться. Окончила 10 классов и поступила во Львовский нефтяной техникум, – продолжает свой рассказ Мария Ивановна. – Почему именно в нефтяной? Жили мы бедно. А в техникуме платили хорошую стипендию. Мама продала свою швейную машинку и на эти деньги отправила меня в город учиться. Выбрала я себе специальность геолога.

После окончания техникума Марию Ивановну вместе с ее подругой Ниной направили в Куйбышевскую область, где очень активно велась разработка новых месторождений.

– Мы с подругой снимали комнату в деревне Большой Алексеевке Похвистневского района. Каждое утро отправлялись на скважины, описывали керны (пробы земли), которые поднимали из толщи земли. Перебрасывали нас с одного района в другой: Борский, Пестравский, Безенчукский… Для нас, молодых, такая работа была не в тягость. Свежий воздух, хороший коллектив. Здесь же, на буровых, я и познакомилась со своим будущим мужем Алексеем, старшим механиком цеха. Поженились в 1953-м. Родился сын.

В 1961 году Марию Ивановну назначили техником-геологом, зачислили в цех научно-исследовательских и производственных работ по исследованию нефти управления «Чапаевскнефть».

Она участвовала в разработке Кулешовского, Нефтегорского и Горбатовского месторождений. Контролировала отбор нефти, трудилась над картами-изобарами (графики по залежам воды и нефти).

Помимо своих должностных обязанностей занималась еще общественной работой. Была выбрана председателем цехкома профсоюза нефтяников, в конце 60-х являлась депутатом п. Осинки.

В начале 70-х семья получила квартиру в Безенчуке и переехала жить в райцентр. Хотя до работы по-прежнему добирались на вахтовом автобусе.

У нее в копилке множество Почетных грамот, которыми награждали за отличные показатели в работе как саму Марию Ивановну, так и ее супруга Алексея Ивановича, который 13 лет перед выходом на заслуженный отдых трудился директором учебного курсового комбината. Тысячи нефтяников обучил он азам профессии.

Супруги ушли на пенсию в 1986-м году, проработав более 30 лет в нефтяной промышленности.

– Занимались внуками. У нас три внука и внучка, – с гордостью рассказывает Мария Ивановна. – Работали на своем дачном участке. 20 лет, как я стала вдовой. Но рядом со мной живут дочка и внук. Сын с семьей живет в Харькове. Я радуюсь правнучкам и счастлива, что они живут в мирное время, что у них на столе есть не только хлеб, но и конфеты к чаю, – завершает свой рассказ Мария Ивановна. – Мне повезло, что я выбрала профессию геолога. Очень нравилась моя работа. И если бы не годы, с радостью вернулась бы опять на скважины. В свой родной, дружный коллектив. Я сама работала на совесть, честно, и те, кто трудился рядом со мной, работали так же. Мы делали нужное дело – искали нефть для страны. И сейчас АО «Самаранефтегаз» не забывает меня. Из Совета ветеранов НГДУ «Чапаевскнефть» поздравляют с праздниками, звонят, навещают. Я горжусь своими детьми, своей семьей и своим трудовым прошлым. В этом, наверное, и заключается мой секрет долголетия.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

21