Меню
12+

«Сельский труженик». Газета о политической, экономической и социальной жизни Безенчукского района Самарской области

22.11.2021 08:53 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 91 от 20.11.2021 г.

Поэзия русского костюма

Автор: Ирина Корнилова

«Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм – это красота покоя». Так в своё время отзывался о традиционной русской одежде художник И.Я. Билибин.

Это не единственное упоминание современников прошлых лет, которое раскрывает всю красоту славянского костюма. На протяжении веков он будоражил умы многих поэтов, писателей и художников. Детали орнамента одежды старательно вырисовывали на холсте, воспевали в песнях, сказках и литературных произведениях.

Сегодня, спустя много лет, наше поколение всё чаще с гордостью и восхищением обращается к богатой культуре России и её великой истории, а исконно русский стиль в одежде сейчас – на пике популярности.

Мастерицы Безенчукского культурно-просветительского центра «Русское Возрождение» по старинным технологиям создают костюмы XIX-XX веков.

Сегодня мы встретились с руководителем центра, лауреатом многочисленных конкурсов, победителем всероссийских и международных грантовых проектов, идейным вдохновителем и мастером на все руки Ю.Н. Белоусовой. Она поделилась радостной новостью – совсем недавно культурно-просветительский центр снова стал победителем регионального конкурса с проектом «Обнаряда – душе отрада».

– Юлия Николаевна, поздравляем Вас и Вашу команду с очередным достижением. Расскажите, почему проекту дано такое название, какие работы и мероприятия запланированы в рамках его реализации?

– В давние времена праздничный костюм назывался «снаряда» или «обнаряда», именно это старинное слово и было использовано в названии нового проекта. Он стал логическим продолжением предыдущего – «Русский женский костюм, культурные традиции», который также был реализован как победитель регионального конкурса среди социально ориентированных некоммерческих организаций при финансовой поддержке министерства экономического развития и инвестиций Самарской области. В рамках данного проекта мастерами центра «Русское Возрождение» вручную были изготовлены костюмы Брянской, Архангельской, Олонецкой, Белгородской, Ярославской, Тверской губерний. Работа продолжалась целый год, наши старания были положительно оценены не только жителями Безенчукского района, но и области. Сейчас, например, результат нашего труда выставлен в культурно-выставочном центре «Радуга» Хворостянского района. Выставка настолько полюбилась местным жителям, что поступило предложение продлить её, чтобы все успели полюбоваться на красоту традиционного русского костюма.

Мы увидели, что люди проявляют интерес к русской культуре, и решили продолжить работу в это направлении. Так родился новый проект «Обнаряда – душе отрада». Работа над ним уже началась. Кроме женских костюмов, мы впервые будем изготавливать мужскую одежду, в том числе и верхнюю. Также запланированы бесплатные обучающие занятия по ткачеству и набойке, миниатюры на праздники Рождества, Покрова, показ традиционной русской одежды, а также цикл образовательных мероприятий.

Для юных жителей района хотим организовать экскурс в историю традиций и обычаев русского народа. Для них мы подготовим выставку кукол в традиционной одежде. Это будут не маленькие фигурки, а 70-80-сантиметровые модели в костюмах различных губерний. Для дошкольников и ребят младшего школьного возраста будет изготовлена «Книга-раздвига» – метровые иллюстрации, над которыми будет работать художник проекта А.О. Куликова. На каждой странице Алёна Олеговна выполнит иллюстрации к русским народным сказкам, в которых представлен русский костюм. Это будет сделано для того, чтобы дети на своём, пусть пока ещё сказочном, уровне смогли увидеть всю его красоту.

– Вы сказали, что запланированы обучающие занятия по ткачеству и набойке. Ваша команда в рамках проекта «Лаборатория русского костюма», реализуемого с использованием гранта Президента РФ, уже имела опыт организации бесплатных

индивидуальных занятий и мастер-классов. Если вы решили продолжить эту работу, значит, есть спрос?

– От желающих нет отбоя. Приятно видеть улыбки на лицах девочек и женщин,

когда есть результат своего труда. Для них – это своего рода мотивация совершенствоваться дальше. Например, лоскутком ткани, на который они набили штамп, можно украсить дом или одежду.

– Основным элементом русского женского традиционного костюма всегда являлся сарафан – олицетворение женственности, целомудрия, изящества и нежности. В рамках прошлого проекта были изготовлены 6 костюмов. Сколько планируете сделать сейчас, и когда можно будет увидеть первые работы?

– Мы планируем показать более 20 сарафанов, разных по крою, ткани, фактуре, цветовой гамме и по его назначению. Все сшитые модели будут представлены в рамках мероприятия «Сарафанные истории». На выставках мы будем демонстрировать полный костюмный комплекс: кроме сарафана, ещё рубаху, фартук, пояс, головные уборы, обувь, украшения. Первые работы мы планируем показать на Рождество Христово и на Масленицу.

– Приоткройте тайну, костюмы каких губерний нам ожидать в этот раз?

– Точно будут женские костюмы Новгородской губернии, Самарской губернии (Богатовского района) и сарафан старообрядческий молельный Вятской губернии, а также мужские костюмы Нижегородской и Рязанской губерний.

В работу мы берём те комплексы, которые нам нравятся, что на сегодняшний момент можем выполнить, то, на что можем найти ткань. Например, меня очень заинтересовал Сызранский старинный сарафан. Я обратилась в музей исторической реконструкции, где попросила сделать этнографические штампы для него. Но из-за плохого качества фотографии этого не получилось. В госкаталоге также не нашлось описания костюма. К сожалению, не всё мы можем выполнить, даже если очень хочется.

– Как происходит знакомство с историей костюма, техникой его исполнения?

– Чтобы создать тот или иной элемент одежды, приходится изрядно потрудиться. Главная наша изюминка – мы ничего не выдумываем, работаем по этнографическим образцам. Изучаем журналы, энциклопедии, экспозиции в музеях. Самый наш любимый – Санкт-Петербургский российский этнографический музей. В его залах и галереях собраны уникальные коллекции, посвященные истории, промыслам, костюмам и прикладному искусству. Здесь представлены все этносы, когда-либо жившие на Руси, в Советском Союзе и по сей день живущие в современной России – от берегов Балтийского моря до Урала, Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. Этим летом мы со специалистом по ткачеству Д.А. Зотовой там хорошо поработали.

Очень хочется побывать в музее Архангельской области, где находится большой пласт культуры, особенно для меня, так как я занимаюсь набойкой, а это ремесло было хорошо развито именно в северных губерниях.

Помогают нам и коллеги из других городов. По нашему запросу присылают фотографии того или иного интересующего нас комплекса одежды, находящегося в их музеях.

– Юлия Николаевна, я вижу, что Вы не только изготавливаете костюмы, но и сами придерживаетесь русского стиля и даже носите этнографические образцы.

– Этому есть несколько причин. Главное – удобно. Нет ничего лучше рубахи и сарафана, ничего нигде не жмёт и не стягивает. Второе – моя вещь эксклюзивная. Я никогда не встречу женщину в такой же одежде, потому что я сама создала ткань, и потом из нее была сшита вещь. Дамы меня поймут. Сотрудники центра популяризируют русский костюм, в первую очередь, на своем личном примере. В этой одежде мы часто ловим на себе восхищённые взгляды, а мужчины делают комплементы, говоря, что мы – настоящие русские женщины.

– Вы уже сказали о некоторых специалистах, задействованных в проекте. Кто ещё занят в этой работе?

– Швея М.М. Воронцова отшивает наряды, еще один участник А.В. Белоусов в рамках данного проекта сваляет несколько пар валенок для нашей коллекции.

– Юлия Николаевна, расскажите, пожалуйста, о последних Ваших победах.

– Принимала участие в Международном конкурсе «Русское Диво» в номинации «Декоративно-прикладное искусство» с реконструкцией сарафана Богатовского района Самарской области. Стала лауреатом 3 степени. До этого я никогда не работала с тканью, в которой сочетаются кубовая и верховая набойка, поэтому это было своего рода вызовом: смогу или нет. У меня всё получилось, и это здорово! Буду продолжать работать в этой технике.

Также совсем недавно я стала победителем во всероссийском онлайн-конкурсе по художественно-прикладному искусству «Наследие» в номинации «Этно-мода для народа» с набойкой на льняном сарафане. Сейчас участвую ещё во всероссийском конкурсе «Русь мастеровая». На данный момент прошла в финал и жду результатов.

– Большое спасибо за интересную беседу. Творческих успехов Вам и побед!

Наша справка

Президент РФ В.В. Путин поддержал идею объявить 2022-год Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов.

Такое решение направлено на поддержание и развитие самобытных традиций, ремесел и искусств народов России. Популяризация оригинальной народной культуры жителей разных регионов страны, формирование уважения к религиозным и национальным ценностям станут основой мира и согласия в многонациональном государстве.

Озвучивая решение о теме года, В.В. Путин отметил, что важна содержательность в наполнении программы событий, при этом необходимо учитывать особенности регионов. В ходе подготовки региональных планов мероприятий обязательно подключать общественные организации, работающие в этом направлении, народных умельцев, этнографов, коллективы народного творчества.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

35