Меню
12+

«Сельский труженик». Газета о политической, экономической и социальной жизни Безенчукского района Самарской области

19.05.2021 15:28 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 19.05.2021 г.

Как не превратить экзамены в стресс?

Автор: И. Позина, педагог-психолог ГБУ ЦППСМП м.р. Безенчукский.

Кто не волновался перед экзаменами? Говоря о ЕГЭ и ГИА, мы часто упоминаем слово «стресс». Но что мы при этом подразумеваем? Оказывается, немного не то, что имеют в виду специалисты по изучению этого явления.

По мнению Ганса Селье, впервые описавшего это явление, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. То есть с точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Стресс "является не только злом, не только бедой, но является и великим благом, ибо без стрессов различного характера наша жизнь была бы похожа на какое-то бесцветное прозябание".

По теории Селье, стресс имеет три стадии. Первая – стадия тревоги, мобилизации резервов организма. Происходит учащение пульса и дыхания, повышение артериального давления, в кровь выбрасывается огромное количество гормонов и т.д. Острая стрессовая реакция может проявляться в очень широком диапазоне – от невероятной активности до полного ступора. Но известны случаи, когда в этой фазе люди проявляли просто невероятную силу и героизм.

Постепенно реакция становится более уравновешенной и наступает следующая стадия – стабилизация, или резистентность. Если первую фазу можно сравнить со штурмом, то вторая – это длительная осада. Организм работает в режиме стабильно повышенной нагрузки, используя все имеющиеся ресурсы. На этой стадии человек сохраняет высокую способность концентрировать и переключать внимание, запоминать информацию, усиливается дыхание, розовеют кожные покровы.

Если необходимость устраивать такой «аврал» собственному телу длительное время сохраняется либо стрессовый фактор имеет большую силу, то наступает третья фаза – истощение, или дистресс. Её наступление можно легко определить по апатии, ухудшению внимания, памяти, работоспособности. При этом внешне человек бледен (могут быть бело-красные пятна на коже), его знобит, дыхание поверхностное, частое, может быть одышка, учащенный пульс. Организм переходит в режим максимального энергосбережения. Когда мы говорим про стресс, то обычно имеем в виду именно это фазу. И у выпускников она может наступить уже на этапе подготовки к экзаменам.

Согласитесь, что последняя фаза стресса не самое лучшее состояние для демонстрации своих способностей. Поэтому для того, чтобы истощение не наступило прямо во время экзамена или накануне, нужно позаботиться о своём организме заранее, не допустить растраты всех сил. Поможет простое выполнение общеизвестных правил здорового образа жизни:

– ложиться спать желательно не позднее 11 часов вечера, продолжительность сна должна быть не менее 7-8 часов. Не сидите перед экзаменом допоздна за учебником, вы получите от этого больше вреда, чем пользы;

– гимнастика, спорт, прогулки (ходьба) и другие формы физической активности не только укрепляют организм, но и позволяют переключиться с умственной работы на физическую, давая необходимый отдых мозгу, сохраняют ясность ума, восстанавливают концентрацию;

– водные процедуры (умывание, душ, ванна) снимают напряжение, восстанавливают энергетический тонус и поднимают настроение;

– стресс обезвоживает организм (так же как и чай, кофе), поэтому важно пить больше чистой воды или несладкие фруктовые соки. Вода необходима для нормальной работы мозга, сосудов, пищеварения, выводит токсины. Она должна быть всегда под рукой;

– обращайте внимание на дыхание. При сильном волнении дыхание учащенное и поверхностное. Заметили это перед экзаменом – вдыхаем носом на счет 1-2-3-4, задержали 1-2-3-4, выдыхаем ртом 1-2-3-4-5-6. Повторите 5-7 раз;

– гимнастика для глаз при длительном напряжении: чередовать частое моргание в течение 20-30 секунд с отдыхом с закрытыми глазами на 20 секунд; сделайте ладони «лодочками» и прикройте ими плотно глаза, создав темноту на 10-15 секунд (веки не закрывайте), затем откройте и посмотрите на максимально далёкий от вас объект (в окно). Так сбрасывается напряжение с глаз;

– не забывайте про правильное питание, стресс сильно снижает содержание в организме витамина В;

– откажитесь от самобичевания и «накручивания» себя. На экзамене жизнь не заканчивается, а ваши способности не измеряются только лишь результатом ЕГЭ. Как только вы заметили, что гоняете негативные мысли по кругу, убирайте их из головы, переключайтесь на другую тему. Или просто посмотрите вокруг, отмечая, что вы видите, что слышите, что ощущаете.

Экзамены у детей часто оборачиваются стрессом и для родителей. А ведь чувствовать себя уверенно ребёнку легче в том случае, когда за спиной надежный тыл, любящие люди.

Родители, не любящие своих детей, – явление не частое. Но подростков, абсолютно уверенных в родительской любви, не так уж и много. Объясняется это противоречие просто. Родители, из лучших побуждений, часто говорят о недостатках, указывают на ошибки, считая, что ребенок поймет. Но подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, эмоциональной поддержке, внимании, ребята начинают сомневаться во всем – в своих силах, способностях, свой значимости.

· Не бойтесь прямо говорить ребенку о том, что он любим, не зависимо от жизненных ситуаций. Говорите о своих чувствах. Они более понятны, чем долгие объяснения в стиле "Ты должен учить уроки", "Хватит гулять, займись делом".

· Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

· Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то подросток в силу возрастных особенностей может эмоциональ­но «сорваться». Обеспечьте спокойную психологическую атмосферу дома.

· Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок по­лучит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.

· Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто лучше вас не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение его состоя­ния, связанное с переутомлением.

Страхи, опасения, неуверенность перед важными событиями чувствуют большинство людей. Выпускники школы и их родители – не исключение. Представьте, как вы будете думать об этом событии через год, пять лет. Улыбнитесь и – в добрый путь!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

11