Меню
12+

«Сельский труженик». Газета о политической, экономической и социальной жизни Безенчукского района Самарской области

18.05.2022 10:55 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Готовимся к экзаменам

Автор: ГБУ ЦППМСП м.р. Безенчукский

Рекомендации родителям

Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Жизнь детей и взрослых в этот период наполнена эмоциональной напряженностью. Как родителям поддержать ребёнка перед ЕГЭ и что можно сделать, чтобы сын или дочь прошли сложный период с минимальным стрессом.

1. В период подготовки к экзаменам не следует радикально менять подростку режим дня, так как резкая смена привычного образа жизни плохо «вписывается» в налаженные биологические ритмы человека и требует длительного периода адаптации. Поэтому во время экзаменационного периода желательно сохранить привычный ритм сна и бодрствования, ограничившись минимальными изменениями режима дня. Эти изменения должны заключаться в следующем.

Во-первых, чередование сна и бодрствования: не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счет сна. Подобная рекомендация обусловлена тем, что

нормальный сон не только снимает умственное утомление и обеспечивает

восстановление потраченных сил организма, но и играет важнейшую роль в

механизмах памяти. Как показали исследования ученых, именно во время

сна происходит перевод информации, полученный за день, из оперативной в

долговременную память. Поэтому сокращение количества времени, отведенного на сон, не только будет приводить к плохому психическому самочувствию, вялости и апатии, но и снизит эффективность усвоения учебного материала. Во время подготовки к экзаменам, помимо ночного сна, желательно ввести в распорядок дня подростка кратковременный (1-1,5 часа) дневной сон.

В экзаменационную пору режим дня часто расстраивается: многие жалуются

на нарушение сна. Оно связано с сильным волнением, и велик соблазн бороться с ним с помощью успокоительных таблеток. Но это опасный путь. Всякое успокоительное средство, даже безобидная валерьянка, оказывает тормозящее действие на нервную систему. В качестве снотворного, если в том есть необходимость, лучше всего использовать древнейшее средство – мед, который к тому же прекрасно питает мозг.

Во-вторых, чередование умственной и физической деятельности. Во

время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной формой распределения

нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними. Способ физической активности не имеет существенного значения – это может быть обычная физзарядка, аэробика, танцы и пр. Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть 1-2 больших часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе, чтобы обеспечить активную вентиляцию легких и насыщение организма кислородом. Посвященный этому час может принести больше пользы, чем лишний час занятий при многочасовом сидении за учебниками.

2. Известно, что люди делятся на «жаворонков» и «сов», и их умственная

продуктивность различна в разное время суток.

Попробуйте разобраться, к какому типу принадлежит ваш ребенок? Для «жаворонка» лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно.

Если же ребенок скорее «сова», то усаживать его за учебник в ранний час

нецелесообразно: он еще не вполне проснулся и будет долго входить в

рабочий ритм. А вот посидеть чуть попозже вечерком может быть нелишне.

Строго фиксированного «лучшего» времени для подготовки к экзаменам не

существует: для разных людей оно разное. Лучшее – то, когда легче всего

воспринимается прочитанное. Однако во сколько бы это ни было, ребенок должен высыпаться!

3. Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место

для занятий: проследите за тем, чтобы ваш ребенок убрал лишние вещи,

удобно расположил нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши

и т.п. Психологи считают, что хорошо ввести в интерьер для занятий

желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную

активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы,

достаточно какой-то картинки в таких тонах, игрушки, цветка и т.д.

4. Обратите внимание на физиологические проявления волнения у ребенка. Как правило, это учащенное дыхание, легкий озноб и так называемая «медвежья болезнь», заставляющая несчастного учащегося метаться между аудиторией и туалетом. Нормализовать ритм дыхания поможет простое упражнение: в течение нескольких минут следует дышать медленно и глубоко.

Чтобы дыхание было ровным, нужно считать «про себя»: на три счета – вдох, на три – выдох.

Даже в самую жаркую погоду школьнику пригодится свитер или кофта,

чтобы при необходимости справиться с ознобом. Физический комфорт способствует тому, что у самого нервного ученика состояние паники сменится всего-навсего легким волнением.

5. Ни в коем случае нельзя принимать седативные лекарственные средства в день экзамена.

В состоянии абсолютного спокойствия ученик лишен достаточной мотивации для достижения успеха. В небольшой дозе тревога как бы подстегивает человека. Кроме того, под действием успокоительных средств школьник не сможет как следует сосредоточиться, а концентрация внимания ему как раз очень важна.

6. Многим хорошо известно паническое состояние перед экзаменами: «Ничего не знаю! Ничего не помню!». Но все не так страшно: постарайтесь внушить ребенку, что легкое волнение перед экзаменом – это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу.

Помогите вашему сыну или дочери не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать картину уверенного, четкого ответа, полной победы. Обязательно настраивайте детей на успех: «Всё хорошо, у тебя всё получится, ты всё вспомнишь». Есть такое понятие, как «притягивание ситуации». Если мы будем настроены на успех, то, как правило, это и произойдет.

7. Если подросток подвержен экзаменационному стрессу, ему очень важно помнить, что он не одинок, что вокруг него есть люди, которые обязательно помогут. Можно использовать следующие приемы: более частый контакт родителей с ребенком – в перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном.

Совместное и ежедневное подведение позитивных итогов дня – вечерами за чаем. Вы можете рассказывать ребенку, что самого успешного было у вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену. Каждый успех взаимно поощряется.

Совместные с ребенком воспоминания о прошлых успехах в сдаче экзаменов. Вы можете рассказать ребенку о своих собственных переживаниях на экзаменах и иных испытаниях и об опыте их успешного преодоления.

Стиль общения с ребенком – оптимистический, с юмором.

Как вести себя родителям накануне и в день экзамена?

ü Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоциональ­но «сорваться».

ü Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок. Проявляйте веру в ребенка, поддерживайте, демонстрируйте, что понимаете его переживания.

ü Опытные педагоги советуют: перед экзаменом подростку нужно лечь спать пораньше, теплый душ или ванна прямо перед отправкой в постель очень помогут расслабиться и подготовить тело и психику ко сну.

ü Очень полезно съесть на завтрак что-нибудь сладкое (но не тяжелое!). Глюкоза в день экзамена нужна как никогда!

ü Чтобы по возможности быстро привести себя в форму, полезно сделать с утра энергичную зарядку.

ü Не забывайте про «питьевой режим»! Недостаток влаги в организме негативно сказывается на работе нервной системы и мозга. В результате человек гораздо

медленнее соображает.

ü С утра ни в коем случае нельзя возобновлять «зубрежку». Исследования психологов свидетельствуют, что при этом в памяти останется только материал, отработанный утром, а все остальное благополучно забывается.

В заключение несколько общих советов:

• Не завышайте планку требований к ребенку.

• Подчеркивайте все его удачи и достижения и не заостряйте внимание на

возможном провале.

• Заряжайте своего ребенка позитивным отношением к предстоящим

испытаниям.

• Не зацикливайтесь на экзаменах вашего ребенка, как если бы это был

вопрос «быть или не быть?».

• Проявляйте интерес и к другим сторонам жизни вашего сына или дочери, а

не только к его учебе.

• В случае яркого проявления стресса обращайтесь к врачу.

• И самое главное: дайте твердо понять вашему выпускнику, что вы любите его – вне всякой зависимости от успехов или неудач!

ВСЕМ УВЕРЕННОСТИ В СВОИХ СИЛАХ, УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

14