Меню
12+

«Сельский труженик». Газета о политической, экономической и социальной жизни Безенчукского района Самарской области

12.11.2013 13:49 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск № 90 от 13.11.2013 г.

Сохраняя историю села

Автор: Ирина Корнилова
С писателем А.А. Солоницыным. Работа над книгой к 200-летию Екатериновского храма во имя Святой Троицы
Человеческая судьба – вот что является надежным хранилищем истории для настоящего краеведа. Cегодня мы познакомим наших читателей с человеком, посвятившим краеведению значительную часть своей жизни – Ольгой Юрьевной Комковой.

Краевед, мастер декоративно-прикладного творчества, О.Ю. Комкова родилась и вот уже более полувека живет в Екатериновке – одном из старинных сел Безенчукского района. Восемнадцать лет посвятила она истории своей малой родины, укрепляя связь поколений и собирая богатейший материал для будущих поколений. Краевед уверена, что  ее труд больше, чем просто увлечение.

– Ольга Юрьевна, кто привил Вам любовь к краеведению?

– Эта любовь уходит корнями в мое детство. Благодаря педагогам Екатериновской школы, мы учились любить и ценить нашу малую родину.

Мне всегда нравилось узнавать новые факты о Екатериновке, но более профессионально краеведением я начала заниматься с 1995 года. Именно тогда ощутила, как быстро уходит история села вместе с его людьми. С каждым годом становилось все меньше старожилов, которые могли еще что-то рассказать о жизни наших предков. Я поняла, что нужно успеть собрать все то, что они сохранили в своей памяти. Вскоре, благодаря инициативе директора А.И. Ильдюгановой, в нашей школе появился музей по истории села.

– Безусловно, каждая человеческая судьба – это живой архив. Но очевидцы прошлых событий, как правило, люди преклонного возраста, наверняка, могут и перепутать какие-то детали. Каждый факт необходимо не раз перепроверить, уточнить, дополнить. Как Вы в одиночку с этим справляетесь?

– Да, на это уходит много времени. Было собрано множество интересных фактов. Начиная с 1995 года, на каждый районный слет краеведов не было  представлено ни одной повторяющейся работы научно-исследовательского характера. Причем весь материал сопоставляется не только с воспоминаниями старожилов, но и с данными из архивных источников.

Сейчас помогать стали не только очевидцы событий, но и молодое поколение. Когда начинала интересоваться краеведением,  то столкнулась с тем, что многое выбрасывалось на свалку. То, что нужно было беречь, уничтожали.

– О каких малоизвестных фактах из истории села Вы можете поведать нашим читателям?

– К сожалению, часто случается, что мы мало знаем даже о том, что было 15-20 лет назад. Например, двухэтажные дома, которые стояли в центре села, были разрушены в 1982-1984 годах. До этого центр Екатериновки представлял собой маленькую имитацию старой Самары. Сейчас, когда начинаешь об этом рассказывать не то что внукам, а даже нашим детям, они хлопают глазами в недоумении.

– В этом году в селе нашли захоронения эпохи неолита. Думали ли Вы, коренная жительница, что когда-то здесь жили древние племена?

– На протяжении многих лет на склоне холма постоянно вымывались кости людей и животных. С этой сенсацией я «стучалась» в соответствующие инстанции, однако дальше разговоров дело не шло. Хорошо, что в этом году нашелся такой человек, как  Надежда Мичурина, которая после находки тут же обратилась в музей им. П.В. Алабина. Но, к сожалению, не все люди относятся к раскопкам с таким пониманием.

Кости людей находили и другие жители села. Например, при закладке очередного дома было найдено массовое захоронение, однако об этом я узнала уже после, когда все уже сровнялось с землей.

– Как Вы считаете, еще много загадок хранит екатериновская земля?

– Безусловно. Одна из них – легенда о подземных ходах, которая находит свое подтверждение. Например, в позапрошлом году, когда капитально ремонтировали сельский Дом культуры, на площадке перед входом, на глубине в полтора метра обнаружили дубовые ворота. Куда они ведут и насколько глубоко, никто не знает. Раскопать их смогли только до петель. На тот момент сроки сдачи работ поджимали, поэтому находку вновь закопали.

– А что говорят легенды?

– Конечно, о закопанных кладах. Кстати, далеко ходить не надо, подземный ход я нашла даже у себя в огороде (дом, о котором говорит Ольга Юрьевна, находится в непосредственной близости от Дома культуры). По осени провалилась земля, образовалась небольшая  треугольная дыра. Когда я туда спустилась со свечкой, огонь моментально затух. И так несколько раз. Это говорит о сильной тяге и пустотах. Исследовать яму в дальнейшем не представлялось возможным, поэтому мы просто ее закопали.

– Ольга Юрьевна, есть ли в Екатериновке памятники архитектуры?

– Пока только церковь. В будущем, я думаю, к памятникам причислят и могильник. На сегодняшний момент больше таковых в селе нет, а жаль. У нас много  строений, которые можно отнести к памятникам архитектуры: фабрика крученых изделий (более известная как мельница Малюшкина), здание администрации (дом Малюшкина), здание волостной больницы. Более того, я считаю, что и наше кладбище можно отнести к этой категории.

С какого года это кладбище, никто не знает, но там есть два склепа. По моим данным, один из них неразоренный.

– Вами собран огромный материал. Но есть ли  надежные руки, в которые можно передать его?

– Столько собрано и над многим еще нужно работать и работать, но преемников, увы, пока нет.

– Как у любого творческого человека,  у Вас, наверняка, есть планы на будущее. Расскажите о них.

– Сколько занимаюсь краеведением, столько и жду, когда же нам выделят помещение для выставочного зала. Собрана богатая коллекция, есть что показать подрастающему поколению.

А еще я давно мечтаю сделать макет центра Екатериновки, который был до Великой Отечественной войны. Я не слышала еще ни об одном селе, где была бы плотная застройка в 19 веке, а у нас  в селе это было. Например, если брать школу (1885 г.), то это было большое здание, рядом располагался школьный сад, пруд, своя конюшня, напротив был точно такой же медицинский комплекс: участковая больница, в которой еще до сих пор сохранились чугунные предметы, кафельная плитка, голландка в операционной  (точно такая же, как в старинной больнице г. Самары на ул. Полевой). В больничный комплекс входил восьмиквартирный дом, построенный для медработников в1910 г., свой больничный сад, конюшня и отдельный дом для врача. Кстати, с сыном последнего дореволюционного врача А.А. Нечаева я переписывалась три года, и он рассказал много интересных фактов.

– Большое спасибо за интересный рассказ и ждем новых открытий.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

680