Отец не любил говорить о войне
9 Мая наша страна будет отмечать юбилей Великой Победы. Почти не осталось в живых тех, кто боролся с фашистскими захватчиками с оружием в руках, поэтому воспоминания о военных годах доходят до нас из уст их детей и внуков.
Мы начинаем публикацию рассказов-воспоминаний. Сегодняшний рассказ о своем героическом отце ведет жительница Безенчука Вера Юрьевна Волкова.
– Мой отец Юрий Михайлович Муравьев родился и вырос в Куйбышеве. Окончил семилетку, а затем Особый строительный комбинат технической учебы. В 1941-м он уже имел специальность техник-геодезист, – рассказывает Вера Юрьевна. – Всех выпускников отправили на строительство военных заводов на Безымянку. Но в молодежи настолько был силен патриотизм, желание освободить страну от фашистской заразы… Одним словом, чтобы отца взяли на фронт, он соврал, что его документы сгорели, а в новых приписал себе лишние полтора года.
Юрия отправили в военное училище за Уралом и уже в 1942-м присвоили звание старшего сержанта. Боевое крещение получил в самой ожесточенной битве под Сталинградом.
– Папа воевал в составе 240-го гвардейского стрелкового полка, в армии под командованием генерала Чуйкова. Его отряд держал оборону Тракторного завода. Фашисты не прекращали бомбежку. Рядом с отцом разорвался снаряд, и его вместе с товарищем накрыло слоем земли. Сколько так пролежал, он не помнил. Главное, что его контуженного откопали. Он долго приходил в себя. А вот друга разорвало снарядом, – продолжает свой рассказ В.Ю. Волкова.
Еще одно яркое воспоминание из рассказов отца о Сталинградской битве связано с маршалом Жуковым.
Юрий стоял на боевом посту. К нему приблизились офицеры. Положено спросить «Кто идет?» и, конечно, пароль. Молодой боец так все и сделал. Вдруг слышит: «А ну, пропускай давай! Ты что, не видишь, кто перед тобой?!» «А мне все равно, кто. Говорите пароль!» – не уступал Муравьев. Тогда пожилой офицер ответил: «Молодец, солдат! Так и надо нести службу!».
Уже позже Юрий Михайлович узнал, что требовал пароль с самого Жукова. А затем получил от маршала благодарность, которой очень гордился. Да и про знаменитого генерала Чуйкова отец рассказывал с особой теплотой, что, мол, с офицеров он спрашивал строго, а ко всем солдатам относился, как к родным сыновьям.
«В атаку шли под крики: «За Родину! За Сталина!» и никто нас не заставлял это делать. Просто для нас действительно за Волгой не было земли. Мы должны были выстоять, и мы выстояли. Все вместе! И казахи, и чеченцы, и украинцы – все стояли насмерть. И Родина для нас была одна. На шинель ложились и шинелью укрывались, и не болели ведь. Вот насколько мы тогда все были одержимы одной целью – выстоять, не дать врагу захватить город», – так мне рассказывал папа. – Тогда же, во время обороны Сталинграда, отец вступил в Коммунистическую партию.
После Сталинградской битвы Юрия Михайловича в составе Украинского фронта перебросили расширять плацдарм на Днепре. Шел октябрь 1943-го.
– Папа был рад, что рос на Волге и умел плавать. Когда пехота переправлялась через Днепр, не все смогли переплыть реку. Кого-то настигла фашистская пуля. Вода становилась розовая от крови. Кто-то, держась за плот или доску, не справлялся с течением и тонул, – вспоминает рассказы отца дочь ветерана.
Вера Юрьевна осторожно раскрывает красноармейскую книжку отца, в которой прописаны все его боевые пути-дороги: форсирование реки Днестр –11.04.1944 г.; прорыв обороны немцев под Ковелем и форсирование реки Западный Буг –17.07.1944 г.; прорыв обороны г. Ковель – 18.07.1944 г. ; расширение плацдарма на левом берегу Вислы – 01.08.1944 г.; овладение городом Познань –25.01.1945 г.; расширение плацдарма на левом берегу реки Одер – 05.03.1945 г.; овладение г. Берлином – 25.07.1945 года.
Здесь же, в книжке, записаны все награды Юрия Михайловича Муравьева: орден Красной Звезды, медаль «За отвагу», медаль «За оборону Сталинграда», медаль «За взятие Берлина», медаль «За победу над Германией», медаль «За Варшаву»; Благодарность Маршала СССР Сталина и право носить Гвардейский значок. Позже этот значок на груди его внука Сергея побывал в боях под Ведено (Чечня 1995-1996 г.г.).
Юрий Михайлович вернулся домой в 1946-м. Женился. Несмотря на запреты врачей (после контузии могли быть проблемы со здоровьем у будущего поколения), молодая пара решилась на рождение дочери Веры. В начале 50-х семья Муравьевых переезжает жить в Кутаиси. А через 10 лет дед позвал вернуться домой в Куйбышев. По дороге заехали в гости к бабушке в Безенчук, да так и остались здесь жить.
– После контузии его до конца жизни мучили сильные головные боли, которые заканчивались приступами. Это случалось из-за малейшего волнения, переживания, какой-то умственной активности. Поэтому папа, несмотря на полученное строительное образование, старался выполнять больше физическую работу, в руководители никогда не рвался. Хорошо знал немецкий язык. А когда все родные собирались за столом на праздник, любил петь «Землянку». Он был очень добрый и жизнелюбивый, и про войну не любил говорить. В 1978-ом году его не стало, – заканчивает свой рассказ Вера Юрьевна.
Да, героя больше нет среди нас, но память о нем жива в сердцах его внуков и правнуков, его земляков.
Фотографии военных лет, награды, документы – все это бережно хранит его единственная дочь, его Вера.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.