Меню
12+

«Сельский труженик». Газета о политической, экономической и социальной жизни Безенчукского района Самарской области

17.02.2015 15:16 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 18.02.2015 г.

Вся война – в пути-дороге

Автор: Наталья Зотова

В мае прошлого года жителю Осинок Ивану Федоровичу Колеснику исполнилось 90 лет.

И многие осинцы знают его, как ветерана труда, проработавшего более 35 лет на нефтепромысле. Но не только своими трудовыми подвигами славен этот житель Осинок.

– Родился я в Киевской области в 1924 году. Семью нашу раскулачили, а отца расстреляли. Помню, как мама оставила меня возле церкви, видно, побоялась, что не потянет четверых малышей,  – начинает свою историю ветеран. – Мне тогда 5 лет было. Братьев и сестер теперь уже и не помню. Знаю, что сколько-то месяцев беспризорничал, находил какие-то объедки, ими и питался. Затем отправили в распределитель,  а оттуда уже в детский дом. Там была и чистая постель, и еда на столе. Я даже успел закончить 4 класса.

Затем подростка отправили в колхоз-интернат, а уже после него в ФЗУ (фабрично-заводское училище), где научили столярному делу.

– Мы получили важные документы, теперь могли зарабатывать себе на жизнь. Тогда, 19 июня 1941 года, нас направили с Украины в Новосибирск. Поезд шел через Москву. Нам очень хотелось посмотреть, какая она, столица, и какое там метро. И в Москве услышали, что началась война, – продолжает рассказ Иван Федорович.

Тем не менее, молодых людей отправили в пункт назначения. Они готовили помещения для эвакуированных заводов. Сначала в одном населенном пункте, потом в другом. Иван Федорович помнит, как валили лес, расчищали площадку, и на этом месте начиналось строительство нового завода.

– Кругом звучали слова, что нужно все сделать, чтобы быстрее разгромить врага. Мы тоже хотели воевать. Пошли в военкомат, но нас не взяли. Сказали, что мы на стройке нужны, – не без обиды вспоминает И.Ф. Колесник слова военкома.

А дальше судьба  забросила молодого паренька в Узбекистан. Там он  работал в колхозе до 1942 года, пока не призвали на военную службу.

– Направили во внутренние войска. Полгода проходил учебу в Куйбышеве. Учили обращаться со штыком, стратегии и тактике ну и, конечно, стрельбе, – продолжает И.Ф. Колесник. – Помню, на стрельбищах, перед окончанием «учебки», я стрелял из малокалиберной с 50 метров. Удачно. Потом с 200 метров, тоже попал. А тех, кто не попал,  заставляли ползать по-пластунски, а потом опять стрелять.

Как выяснилось позже, его меткость так и не пригодилась во время войны. Иван вместе с другими бойцами должен был обеспечивать охрану и сопровождение.

– За время службы я побывал и в Ртищеве, и в Саратове, и в Сызрани,  и в Вольске… Вся война для меня прошла в пути-дороге,  но особенно запомнилась поездка в Сталинград, – делится воспоминаниями военных лет И.Ф. Колесник.

Часть пути до Сталинграда рота охраны преодолела на поезде,  остальное пешком. В одном из населенных пунктов застряли из-за разлива реки. Ждали несколько дней, чтобы иметь возможность переправиться. И вот достигли Сталинграда. Городом его нельзя было назвать. Земля вся выжжена. Одни ямы от взрывов  да развалины домов. Особенно хорошо было видно дело рук фашистов с высоты Мамаева кургана.

Жили тогда бойцы И.Ф. Колесника в большой палатке, что разбили в руинах печально известного тракторного завода. Сначала в их обязанности входило охранять тысячи военнопленных немцев, а затем часть этих пленных сопровождали на барже до Вольска для работы на цементном заводе.

День Победы Иван Федорович встретил тоже в Вольске.

– Я в этот день не стоял в охране. Вышел в город, а там все кричат. Кто плачет, кто смеётся. Я понять не могу, что случилось, а мне кричат: «Победа! Победа!» Конечно, радостно всем было, только я демобилизовался лишь в 1949 году. Вышел из военкомата. А куда идти? Ни дома, ни родных, – вспоминает со слезами на глазах ветеран. – Во время службы в Сызрани познакомился я с хорошей девушкой. Вот и решил к ней в гости приехать. Да так и остался. Поженились мы. Устроился на работу на Сызранский нефтепромысел. Выучился на тракториста. А спустя год меня направили работать в Снисски. Только в 1987 году ушел на пенсию. И то потому, что нужно было за больной женой ухаживать.

Вместе с супругой воспитали двух дочерей, радовались рождению пятерых внуков. Сейчас уже подрастают 8 правнуков. Только ветеран их видит редко. Супруги уже нет в живых. Внуки и правнуки навещают по праздникам. Одна из дочерей, что живет в Самаре, заботится об отце.

– Да я и не жалуюсь. Привык со всем сам справляться. Ноги вот только беспокоят, а так я еще хоть куда! – бодро говорит Иван Федорович. – Рад, что я все же сумел доказать, что я ветеран войны. Теща моя еще в 1949-м постирала мою гимнастерку вместе со всеми документами. Восстановить то, что я воевал во внутренних войсках, сумел совсем недавно, с помощью подтверждения из Всероссийского архива.

А одно незавершенное дело до сих пор гложет душу ветерана:  хотел вместе с дочерью съездить на свою Родину, поискать родных. Еще до перестройки мечтал съездить на Украину, но жена серьезно заболела. А теперь уже и не найти никого…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

125