Меню
12+

«Сельский труженик». Газета о политической, экономической и социальной жизни Безенчукского района Самарской области

04.02.2015 08:58 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 04.02.2015 г.

Обсудили новый закон о социальной защите населения

Автор: Наталья Зотова

27 января в Правительстве Самарской области для представителей СМИ прошел семинар на тему «О некоторых аспектах деятельности Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области».

Руководитель управления стратегии развития социальной защиты населения М.Э. Целина подготовила презентацию, в которой были отражены все сферы социальной поддержки населения, в том числе и на региональном уровне.

Живой интерес у всех собравшихся вызвал доклад консультанта управления организации социального обслуживания  департамента социальной защиты населения Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Т.Ф. Филаретовой о новом Федеральном законе, который внес значительные изменения в систему социального обслуживания  пожилых граждан, инвалидов и детей.

Закон вступил в силу с 1 января 2015 года. Для его успешной реализации на территории Самарской области были приняты 27 новых правовых актов, которые затрагивают вопросы как системы, так и порядка оказания социальных услуг. Татьяна Федоровна сделала в своем выступлении акцент на самые значимые изменения в законе.

– Во-первых, это расширение перечня поставщиков социальных услуг. До 2015 года социальные услуги оказывали государственные учреждения, подведомственные Министерству социально-демографической и семейной политики. Теперь право на оказание услуг получили некоммерческие организации, а также коммерческие всех форм собственности и индивидуальные предприниматели. Для их поддержки принят нормативный акт, который устанавливает порядок компенсаций затрат поставщиков социальных услуг. Гражданин, получающий услуги коммерческой организации, частично будет оплачивать услуги сам, а  часть будет финансироваться из бюджета Самарской области.

Возможно, таких организаций, желающих оказывать социальные услуги, будет несколько, компенсацию же получат только те, кто будет включен в Реестр поставщиков социальных услуг. Этот реестр будет вести министерство. Организации, желающие оказывать социальные услуги, должны будут ежегодно подавать свои заявки до 15 апреля.

На сегодняшний день все организации, которые уже оказывают услуги, занесены в Реестр. Помимо оплаты части услуг за гражданина, организациям также будут предоставлены льготы по налогообложению.

Второй важный момент в новом законе – признание гражданина нуждающимся в социальных услугах.

Если раньше гражданин обращался в учреждение, и оно самостоятельно признавало его нуждающимся, то теперь эту функцию будет выполнять министерство. Для этого в каждом муниципальном образовании созданы территориальные комиссии. Гражданин или его законный представитель может обратиться к поставщику социальных услуг, в министерство или в территориальную комиссию с заявлением. И комиссия в течение 5 дней рассмотрит это заявление, составит индивидуальную программу предоставления социальных услуг, в которую будет внесено все: какие услуги; сколько раз в неделю их получать; поставщики социальных услуг (к которым гражданин может обратиться и заключить с ними договор на получение услуг).

Еще одно новшество – социальное сопровождение. Теперь все граждане, получатели социальных услуг, имеют право на сопровождение при получении социальной услуги в учреждениях образования, здравоохранения или юридической направленности. Социальный работник должен сделать все, чтобы гражданин получил эти услуги.

Не менее значимое нововведение – предоставление дополнительных гарантий по оплате социальных услуг. В соответствии с Федеральным законом только 3 категории граждан имеют право на получение бесплатных услуг: несовершеннолетние граждане; те, кто пострадал от межэтнических военных конфликтов; и те, у кого среднедушевой доход меньше  полуторной величины прожиточного минимума, установленного в нашем регионе.

Решено нормативными актами расширить категории граждан. Теперь бесплатными услугами будут пользоваться граждане: без определенного места жительства и занятий в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания (в двух социальных учреждениях-приютах); те, кто впервые признан инвалидом, в пределах рекомендаций индивидуальной программы реабилитации инвалида в организациях, оказывающих реабилитационные услуги.

Большой перечень граждан, которые будут получать бесплатные услуги в службе «Семья»: беременные женщины; женщины с детьми и совершеннолетние граждане из числа детей-сирот; дети, оставшиеся без попечения родителей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации,  в социальных гостиницах или отделениях, оказывающих социальные услуги в стационарных условиях.  

Бесплатные услуги будут получать молодые семьи, в которых родители – студенты очной формы обучения; граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию; граждане, принявшие в свою семью на воспитание детей-сирот  либо детей, оставшихся без попечения родителей.

Особо хочется отметить, что размер оплаты за социальные услуги, установленный в нашем регионе, оказался ниже всех. К примеру, единичная покупка и доставка продуктов стоит у нас 3,9 руб. Эта же услуга в Мордовии  – 44 руб., а в Москве около 270 руб. Разница огромная. К тому же, у нас есть категории граждан, которые получают социальные услуги бесплатно, в зависимости от среднедушевого дохода. Если доход ниже полуторной величины прожиточного минимума, все услуги предоставляются бесплатно. Для тех, у кого доход выше, предусмотрена гарантия по размеру ежемесячной оплаты. В организациях нестационарного социального обслуживания (центры социального обслуживания, реабилитационные центры) граждане в месяц будут платить не более 50 процентов от разницы между среднедушевым доходом и предельной величиной прожиточного  минимума, установленного на территории Самарской области.

Пример: среднедушевой доход получателя социальных услуг составляет 10 123 руб, действующий размер прожиточного минимума на 01.01.2015 г. равен 6082 руб., предельная величина среднедушевого дохода получателя составит 9123 руб. (6082х1,5). 10123-9123=1000 руб. разница. 50 процентов разницы – 500 рублей. Это означает, что получатель социальных услуг может получить услуги на сумму свыше 500 руб., но оплатит только 500 руб. Хотя, по данным центров социального обслуживания, и в 2014 году гражданин в месяц платил не более 300-400 руб.

Еще одно нововведение: с этого года начали свою работу два информационных ресурса, которые будут доступны всем: «Реестр поставщиков социальных услуг»,  который может открыть любой человек и ознакомиться с поставщиками; и также можно будет получить данные по всем гражданам-получателям услуг (какие услуги, сколько их, у каких поставщиков получают, на какую сумму, когда заключили договор). Благодаря этим ресурсам, министерство сможет контролировать поставщиков услуг.

В ходе семинара представители городских и районных СМИ задавали вопросы,  актуальные для своей территории, на которые  отвечала заместитель министра руководитель департамента организации социальных выплат и развития информационных технологий Е.А.  Гриценко.

Вопрос. Будут ли урезаны суммы компенсационных выплат на социальную поддержку населения губернии?

Ответ. Какая бы ситуация в стране ни сложилась, но меры социальной поддержки – это наши публичные обязательства, и мы их обязаны выполнять.

В 2015 году на эти меры предусмотрена сумма в 13,9 млрд руб. (в 2014-м 13 млрд). Дополнительных мер поддержки нет, и ни одна не отменена.  Хотя можно отметить такую меру, как «проездные», которые выплачиваются в размере 217 руб. Всем ли она необходима? У одних пенсия 60 тыс., а у других только 8. В своем Послании Губернатор Н.И. Меркушкин сделал замечание, что «социальная защита в основном раздает «всем сестрам по серьгам независимо от уровня доходов». Во всем мире социальная поддержка применяется для социально незащищенных слоев населения, то есть для особо нуждающихся.

Будем решать этот вопрос в отношении тех, кто вновь приобретает право получения социальных мер поддержки.

Вопрос. Почему не предусмотрено ежегодное переоформление ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг?

Ответ. Эту меру поддержки получают около 600 тыс. граждан губернии, из бюджета тратится на неё свыше 8 млрд руб. Подобный вопрос мы неоднократно обсуждали с Министерством ЖКХ. Говорили о необходимости создания единого банка по оплате коммунальных услуг, где будет видно, кто и сколько оплатил. Этот единый банк избавил бы наших бабушек от беготни за справками и квитками. К примеру, в Мордовии и Татарстане подобный банк электронных платежей успешно работает. Поэтому мы собираемся выйти с законодательной инициативой, с предложением создания такого банка данных в нашем регионе.

Вопрос. Формы и размеры поддержки беженцам с Украины?

Ответ. Из областного бюджета были выделены колоссальные средства на 4 меры поддержки беженцам.

1 – подъемные в размере 10 тыс. на человека. Её получили 5414 граждан Украины. Надо отметить, что только в Самарской области из резервного фонда выделялись такие выплаты. Больше у нас такой возможности нет.

2 – в течение трех месяцев выдавалась компенсация на съем жилья (в городах по 10 тыс., в муниципальных районах по 6 тыс. руб.) в расчете на семью из 3 человек и 10 процентов на четвертого члена семьи.

3 – помощь на ребенка к 1 сентября.

4 – бесплатное питание для школьников-беженцев.

Если к нам прибудут новые граждане Украины, все что мы сможем  – организовать трехмесячную помощь на съем жилья и бесплатное питание для детей в школах.

Собравшихся интересовал вопрос о технических средствах реабилитации и обеспечения ими в должном объеме инвалидов, а также задержка выдачи абсорбирующего белья (памперсов). На этот вопрос ответила главный консультант управления по реализации государственной политики по социальной защите инвалидов С.В.  Задыхина.

– Вопросом по обеспечению техническими средствами реабилитации министерство занимается с 2010 года. Финансирование осуществляется из федерального бюджета. Причем выделяется ежегодно сумма в размере 388 млн руб. Проблема не только в ограниченном финансировании, и в ежегодном росте очередности на технические средства. Хотя количество инвалидов уменьшилось с 2010 года на 3 тыс. человек. Объясняется рост очередности тем, что увеличилось количество индивидуальных программ реабилитации, в которых рекомендуется применение большего количества технических средств, чем раньше. В некоторых программах их может быть более 30. По этому поводу министерство проводит работу с бюро медико-социальной экспертизы. Вопросы необоснованного назначения технических средств прорабатываются в каждой конкретной ситуации. Несмотря на это, средства рекомендуются, и инвалиды ждут их получения.

Министерство делало запрос на дополнительное финансирование. Оно поступило в конце 2014 года в размере 64 млн руб. Практически все средства ушли на компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации. Благодаря активной работе Правительства, на 2015 год нам выделена сумма в размере 582 млн руб., а чтобы полностью покрыть все запросы по обеспечению инвалидов техническими средствами, необходим  1 млрд руб.

Что касается абсорбирующего белья. В связи с экономической ситуацией,  ни один поставщик памперсов (а это все импортные производители) на аукцион не вышел. Конкурс не состоялся, и обеспечение бельем откладывается, возможно,  на 1,5 – 2 месяца. По-прежнему работает механизм компенсации, и каждый инвалид может приобрести технические средства реабилитации за свой счет, предоставить платежные документы и получить частичное возмещение их стоимости.

Заместитель министра  руководитель департамента по вопросам семьи и детства М.Г.  Сидухина ответила на вопросы по поводу программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

– Есть отдельная государственная программа «Совершенствование системы социальной защиты»,  в ней подпрограмма «Совершенствование системы социальной защиты семьи и детей», в которой заложены средства на реабилитацию детей-инвалидов. У нас 21 учреждение занимается реабилитацией детей. 9480 детей с ограниченными возможностями имеют право получать услуги в реабилитационных центрах. Все услуги с 2015 года предоставляются бесплатно.

Многих интересует вопрос летнего отдыха детей. Каждый ребенок Самарской области в течение года имеет право на одну бесплатную путевку в санаторно-оздоровительный лагерь, кроме летнего периода. Летний отдых идет по системе suprema  – электронное бронирование путевок в оздоровительные лагеря. И мы рекомендуем начинать бронирование с апреля, лучше в рабочие дни с 9.00 до 11.00 .

Если ваш ребенок желает отдохнуть в санатории повторно, то за отдых необходимо внести родительскую плату, которая с 2015 года исчисляется в размере от 30 до 50 процентов от суммы путевки (в зависимости от комфортабельности лагеря). Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право отдохнуть дважды в год бесплатно (один раз летом и один раз в течение учебного года).

Вопрос. Как многодетные семьи обеспечиваются жильем?

Ответ. Отдельной очереди для многодетных семей нет. Есть единая очередь в каждом муниципальном образовании,  где учтены все категории нуждающихся в жилье.

Сейчас 1458  многодетных семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Всего же многодетных семей в регионе –17845.

По поручению Губернатора, были  обеспечены за счет средств резервного фонда жильем семьи, воспитывающие 7 и более детей. За 2014 год 11 таких семей получили жилье. Сейчас прорабатывается подход на выделение жилья семьям, в которых 6 и более детей.

В этой же связи стоит сказать и о получении земельных участков. Еще полтора года назад этот вопрос был самым злободневным. Желание получить земельные участки изъявили более 10 тыс. многодетных семей. На учет поставлены 9133, получили жилье 4383 семьи. На уровне РФ принят закон, согласно которому земельный участок можно заменить на жилье, поскольку далеко не каждая многодетная семья может себе позволить строительство дома. То есть, у семьи есть право замены.

Вопрос. Есть ли у нас в регионе беспризорные дети?

Ответ. Беспризорных (без жилья и без родителей) нет, а вот безнадзорные (не имеющие родителей или законных представителей) есть. 90 процентов безнадзорных детей занесены в региональный банк данных. Это в основном самые сложные категории: дети-инвалиды, дети старше 14 лет и кровные братья и сестры.

Одна из форм жизнеустройства таких детей – приемная семья (возмездная опека). Приемные родители получают заработную плату и денежные средства на содержание семьи.

Сейчас мы прорабатываем федеральный проект, который направлен на введение еще одной формы жизнеустройства – профессионально замещающей семьи «социальных воспитателей». В этой приемной семье родители будут трудоустроены в организацию, где находится ребенок-сирота. При этом у родителей в трудовой книжке будет запись о приеме на работу, то есть сформируется трудовой стаж, будут отчисления в пенсионный фонд, социальные льготы. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

353