Меню
12+

«Сельский труженик». Газета о политической, экономической и социальной жизни Безенчукского района Самарской области

12.08.2015 14:59 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 62 от 12.08.2015 г.

Забытый аэродром

Автор: Ирина Корнилова

Снимок аэродрома сделан с вражеского самолета в августе 1942 года

Многие знают, что рядом со ст. Звезда когда-то находился военный аэродром, но практически никому не известна история его возникновения.

Краевед  из Безенчукского района П.А. Ожигов вплотную занялся изучением этого объекта. Сегодня он поделится с нашими читателями своими наработками.

Петр Анатольевич, когда и при каких обстоятельствах возник аэродром возле ничем не примечательного тогда станционного поселка?

–  Строительство аэродрома началось осенью 1941 года. Сооружением данного объекта ведало Главное управление аэродромного строительства, входившее в состав НКВД СССР. Эта структура обладала достаточно высокими полномочиями и имела право мобилизовать на строительство как военнослужащих ближайших воинских частей, так и отбывающих наказание заключенных, и просто местное население. В немалой степени благодаря этому, аэродром был построен в очень сжатые сроки, и уже весной 1942 года начал функционировать.

Согласно архивным фотоматериалам, его территория занимала площадь около 4 кв. км. Здесь была оборудована взлетно-посадочная полоса длиной 1000 м, покрытая гравием. Имелась «рулежка» и стояночные места для самолетов, а также около двух десятков различных построек.

На аэродроме располагался 12-й запасной штурмовой авиаполк (ЗШАП), входивший в состав 1-й запасной авиабригады, штаб которой находился в г. Куйбышеве. Туда же, в Куйбышев, было эвакуировано несколько авиастроительных предприятий, на которых был налажен выпуск самолетов – штурмовиков Ил-2. Готовые самолеты перегонялись из Куйбышева на аэродром Чапаевск (так его называли в то время) или привозились на ст. Звезда по железной дороге в разобранном виде. Здесь их собирали, устанавливали стрелково-пушечное вооружение и облетывали.

В задачу 12-го ЗШАП входила также и подготовка летного состава. Сюда прибывали для обучения как молодые летчики, только что закончившие летные школы, так и уже бывалые пилоты, успевшие повоевать на других типах самолетов. Здесь они проходили курс обучения эксплуатации самолета Ил-2, включавший как летную подготовку, так и его боевое применение – учебные стрельбы и бомбометание. Затем летчики получали боевые самолеты, поступавшие из Куйбышева, и в составе групп улетали на фронт. По имеющейся у меня информации, 12-й ЗШАП базировался на этом аэродроме вплоть до 1946 года.

Интересно, сколько самолетов вмещал аэродром?

– Довольно много. Например, в конце августа 1942 года на аэродроме находилось более 130 самолетов Ил-2.

Я знаю, что Вы не раз выезжали на место бывшего аэродрома для обследования его территории. Что-то удалось найти интересного, что помогло в изучении этого объекта? Какие необычные находки натолкнули Вас на новые размышления?

Находок очень много и значительная их доля – это фрагменты различных узлов и агрегатов самолетов Ил-2. Для меня особенно интересны те из них, на которых сохранились клейма или иная маркировка предприятия-изготовителя, в которых зачастую содержится информация о дате выпуска продукции. Например, по маркировке на найденных запальных свечах для двигателя АМ-38, который устанавливался  на Ил-2, я выяснил, что в начале 1946 года эти самолеты еще базировались на аэродроме. Что касается интересных находок, то практически все найденные предметы представляют собой немалый интерес для исследователя. Кстати, часть найденного я передал в экспозицию музейно-выставочного центра «Радуга», где все это может увидеть любой желающий.

 Если говорить о необычных находках, то хочется выделить несколько предметов, идентификация которых заняла у меня достаточно долгое время, и которые в результате оказались деталями шасси и двигателя английского истребителя «ХаукерХаррикейн». Как самолеты этого типа оказались на данном аэродроме – для меня пока не ясно. Предполагаю, что они входили в состав подразделения ПВО, прикрывавшего город Чапаевск и его оборонные предприятия от налетов вражеской авиации. Однако что-то утверждать наверняка пока рано, поскольку этот вопрос требует более тщательного изучения.

Петр Анатольевич, а имел ли данный аэродром какое-нибудь отношение к училищу им. Леваневского, которое во время войны базировалось в Безенчуке?

– Вопрос этот непростой. Каких-либо документальных подтверждений, доказывающих подобную связь, я не встречал. Однако при обследовании территории аэродрома мне неоднократно встречались свидетельства присутствия там самолетов, которых в 12-м ЗШАП быть просто не могло, но они имелись в училище им. Леваневского. Прежде всего, это  бомбардировщики американского производства серии A-20 «Бостон». Их вполне могли пригонять сюда для производства каких-то регламентных работ. Но пока это только предположение.

Аэродром такого масштаба не мог просто так исчезнуть с лица земли. Кем и как он использовался в послевоенное время?

О том, как использовался аэродром с 1946 по 1950-й годы, достоверных сведений у меня нет. Из беседы с бывшим летчиком – инструктором Г.К. Марьиным, служившим в Безенчукском учебном авиаполку в 1950 – 60-е годы, мне известно, что с 1950 по 1952 годы на аэродромах Безенчука, Звезды и Сызрани проходило обучение немецких летчиков в количестве более 200 человек для вооруженных сил ГДР. После отъезда немцев на родину, летом 1952 года в Безенчуке был сформирован 851-й учебный авиаполк, вошедший в состав 151-го Сызранского военного авиационного училища (ВАУЛ),  в котором предполагалось готовить летчиков-истребителей на реактивный самолет МиГ-15. Основной аэродром полка находился в Безенчуке, а аэродром Звезда использовался как лагерный, т.е. учебно-летная работа проходила на нем сезонно, в период с мая по октябрь. Ввиду большой взлетной скорости самолетов МиГ-15 и, как следствие, высоких нагрузок на ВПП, ее забетонировали. В 1960 году 151-е Сызранское ВАУЛ было расформировано, а 851-й авиаполк вместе с аэродромами вошел в состав 160-го ВАУЛ, переведенного в Сызрань из г. Пугачева Саратовской области. До осени 1962 года полеты производились на самолетах Як-18у, а затем полк был перепрофилирован в вертолетный. При этом аэродром Безенчук остался базовым, а аэродром Звезда – лагерным. Так продолжалось до конца 1980-х годов, когда необходимость в лагерном аэродроме отпала, и последний стал использоваться как взлетно-посадочная площадка для вертолетов. Так было вплоть до самого расформирования 851-го полка.

Что сейчас находится на территории аэродрома?

– 851-й авиаполк был расформирован в 1999 году в рамках проводимой реформы вооруженных сил. Однако, насколько мне известно, аэродром Звезда использовался по назначению вплоть до 2003 года, после чего он окончательно перестал эксплуатироваться. С тех пор и по настоящее время территория аэродрома находится в полном запустении. Взлетно-посадочная полоса неумолимо зарастает травой, которую не может удержать даже бетонное покрытие. От аэродромных построек практически ничего не осталось.

Петр Анатольевич, спасибо за интервью. Будем ждать от Вас новых находок и исторических открытий.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2542