В его руках оживает металл
Те, кто побывал на праздновании юбилея Безенчукского района, с восхищением отметили работы по художественной ковке металла, которые представил житель Безенчука Юрий Федорович Ястребов.
Ажурный балкон, ворота и калитка его дома также украшены ковром из металлических цветов и ветвей. Поэтому мы не могли оставить без внимания мастерство нашего земляка.
Навестив кузнечных дел мастера, я обратила внимание, что не только фасад дома, который хорошо виден жителям Безенчука, если они передвигаются по улице Советской, украшен витиеватым металлическим узором, но и внутренний двор украшен произведениями кузнечного искусства. Сразу обращают на себя внимание беседка, подставка под цветы, лестница в виде нотного листа, ведущая на второй этаж.
А вот и мастерская художника. Горн, верстак, наковальня, молот, зубило – все это было изготовлено собственноручно. Оборудование мастерской продолжалось полгода. Затем работа закипела в прямом смысле этого слова, если вспомнить, что температура в горне достигает 1200 градусов.
В первую очередь мастер украсил свой дом: балкон, забор, калитку; смастерил шикарный кухонный гарнитур, где у стола, скамьи и стульев узорчатые ножки. Настала очередь и прихожей. Здесь красуется вешалка для пальто, головных уборов и обуви, украшенная различными завитками, гусиными лапками, шариками… Мастерит сувениры друзьям: каминные наборы, люстры, скамьи, подставки для цветов, подсвечники… Причем, все это выполнено в различных стилях.
Ну а теперь настала очередь кузнечных дел мастеру поделиться секретами своего мастерства.
– Металл я очень люблю. Доставляет удовольствие, когда у тебя под руками оживают металлические розы, – рассказывает Юрий Федорович. – Вся моя жизнь связана с металлом. Закончил в родном Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан) индустриально-педагогический техникум. Работал и сварщиком, и инженером на опытно-механическом заводе, и директором авиационно-технического центра Федерации любителей авиации СССР. В конце 80-х, когда фабрики и заводы закрывались из-за отсутствия заказов, широко развивалось кооперативное движение, и мы стали искать возможность заработать. Тогда и начал заниматься художественной ковкой. Потом, в 1993-м, из-за национального вопроса вынуждены были с семьей переехать в Самарскую область, в Безенчук. Работал в строительной бригаде. Решил вопрос с жильем. И с 2008 года я снова занимаюсь любимым творчеством – художественной ковкой у себя в мастерской.
– Откуда такое богатое художественное воображение? Возможно, учеба в художественной школе?
– В детстве любил рисовать, а во время учебы в техникуме появились навыки работы с чертежами. Поэтому для меня составить свой собственный узор или подглядеть в интернете какой-то элемент и доработать его – не проблема, – раскрывает свои секреты Ю.Ф. Ястребов. – Я не берусь выполнять простые изделия, такие, как навес, состоящий из прямых металлических прутьев. Мне это не интересно. В своих изделиях я использую гусиные лапки, хомутики, корзинки, кованые шары, решетки с проковкой, драконьи головы, змейки… Различных элементов художественной ковки много, и я люблю их применять. Я даже на время не обращаю внимания, когда идет процесс изготовления. К примеру, над кухонным гарнитуром работал 3 недели. И он уже много лет радует нас и наших гостей.
Действительно, в изделиях, выполненных вручную, да еще с использованием таких фигур и элементов, чувствуется душа мастера, его любовь. Создается впечатление, что, несмотря на холодный металл, кованый орел сейчас воспарит в небо.
Наша справка
С древнейших времен кузнечное искусство считалось одним из важнейших ремесел. Кузнецы создавали не только предметы первой необходимости – оружие и инструменты, но и великолепные произведения искусства, украшавшие интерьеры домов, дворцов и храмов. Кузнецом мог стать далеко не каждый. Мастер должен был обладать не только умением и навыками в обработке металла, но и отменным здоровьем, чтобы держать в руках тяжелый молот, да еще работать им при высоких температурах. А секреты ковки металла и его закаливания передавались из поколения в поколение.
Ручная ковка в середине 19 века была вытеснена штамповкой и литьем. Интерес к ней вернулся только в 20 веке, когда было создано кузнечное оборудование. Трудоемкие процессы стали механизированы. Вернулся и интерес к эксклюзивным ручным работам. Сейчас кованые изделия носят по большей части декоративный характер и доставляют нам эстетическое удовольствие.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.