Меню
12+

«Сельский труженик». Газета о политической, экономической и социальной жизни Безенчукского района Самарской области

15.01.2016 09:41 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 16.01.2016 г.

Следы «Урагана»

Автор: Петр Ожигов

находки

Страницы истории

История, о которой я хочу рассказать, началась весной 2014 года. В то время я интенсивно обследовал территорию, расположенную к востоку от Безенчука, где 5 июня 1918 года произошел бой между сводным советским отрядом и частями чехословацкого корпуса. В литературе он описывался, как многочасовое противостояние, сопровождавшееся интенсивной перестрелкой, в том числе и артиллерийской. Тогда мне с трудом верилось, что буквально рядом с нашим поселком – местом традиционно тихим – происходила подобная война. И вот, чтобы избавиться от сомнений, я выезжал на обозначенное место, где час за часом бродил по окрестным полям, ища вещественные свидетельства тех далеких событий.

            В тот день мне явно сопутствовала удача: интересных предметов было обнаружено предостаточно, и их количество уже вполне убедило меня, что в книгах о том бое написана чистая правда. Решив, что ответ на этот спорный вопрос благополучно найден, я неспешно потопал было к оставленной неподалеку машине, как вдруг увидел лежащий на земле ржавый предмет, внешне похожий на большую пулю. Впрочем, при ближайшем рассмотрении, он напоминал скорее не пулю, а небольшой снаряд. Во всяком случае, у этой штуки имелся медный поясок, на котором хорошо просматривались следы ствольных нарезов. Сфотографировав странную железяку, я поспешил домой, чтобы скорее ее идентифицировать. Подстегиваемый любопытством, я немедленно выложил фото находки на тематический форум, и уже к вечеру интернет-сообщество уверенно опознало в ней учебно-практический снаряд от 20-мм английской автоматической авиационной пушки с непривычным названием «Испано-Сюиза». А еще через полчаса я уже знал, что пушки эти производились в годы Второй мировой войны в Англии и США. Они устанавливались на некоторых типах английских и американских  самолетов, в том числе и поставляемых в Советский Союз по ленд-лизу.

            Откровенно говоря, эта информация меня порядком озадачила: раз есть стреляный снаряд, значит  была и пушка. А она могла попасть сюда только вместе с английским или американским самолетом, который непонятно как и зачем тут оказался. Изучив различные источники информации, связанные с темой ленд-лиза, я выделил два типа самолетов, из числа поставляемых в СССР, которые вооружались вышеозначенными пушками: английские истребители «Харрикейн» и некоторые модификации американских бомбардировщиков А-20 «Бостон». Эти самолеты представлялись мне наиболее вероятными кандидатами на неизвестный, пока, летательный аппарат. Учитывая то, что наша местность во время Великой Отечественной войны была глубоким тылом, то поиск нужного самолета следовало вести либо в системе противовоздушной обороны, либо среди учебных авиационных воинских частей. К последним весьма удачно относилось училище летчиков минно-торпедной авиации им. Леваневского, которое в годы войны базировалось в Безенчуке и окрестных селениях. Согласно документам, в училище, наряду с советскими самолетами, имелось и некоторое количество американских «Бостонов». Однако проблема состояла в том, что ни в одном источнике не упоминалось об их вооружении пушками «Испано-Сюиза». Наоборот, некоторые бывшие курсанты в своих воспоминаниях отмечали, что училищные «Бостоны» были вооружены исключительно крупнокалиберными пулеметами «Кольт-Браунинг».

Взвесив все «за» и «против», я решил переключить внимание на поиск нужного самолета в системе противовоздушной обороны, да и «подозреваемый» оставался только один – английский истребитель «Харрикейн». Признаюсь честно, я не очень рассчитывал на успех. И причин тому было несколько.

Во-первых, вещественных свидетельств факта стрельбы из пушки «Испано-Сюиза» было слишком мало: один снаряд – это еще не доказательство, так как попасть на поле он мог не только естественным путем, вылетев из орудийного ствола. Его, например, вполне могли туда принести или же привезти, совсем из другого места. Во-вторых, поиск документальных свидетельств  присутствия «Харрикейнов» в ближайших полках ПВО – дело почти безнадежное, если не известны ни номера частей, ни места их дислокации. И в-третьих, получить достоверную информацию по данной теме представлялось возможным только в Центральном архиве Министерства обороны, который находится, как известно, в подмосковном Подольске. В этой безрадостной ситуации мне, как это нередко бывает, помог случай.

Как-то вечером я сидел у компьютера и просматривал архив газеты «Чапаевский рабочий» периода Великой Отечественной войны. И вот, в одном из ее сентябрьских номеров за 1942 год оказалась коротенькая заметка, которая гласила: «Начальник гарнизона г. Чапаевска генерал-майор Розанов обратился в Куйбышевский обком ВКП (б) с просьбой выделить для усиления авиазенитной обороны города 2 дивизиона 85-мм пушек, 3 дивизиона 45-мм скоростных пушек и 1 истребительную авиаэскадрилью для охраны промышленных предприятий города, имеющих огромное значение для обороны страны».

Я задумался. Откуда бы могли взлетать истребители, защищавшие Чапаевск от налетов вражеской авиации? Впрочем, ответ на этот вопрос был вполне очевиден: ближайшим местом возможного местонахождения эскадрильи самолетов ПВО был военный аэродром, расположенный рядом с ж/д станцией «Звезда».

Настроение мое заметно поднялось, и мысль стала развиваться дальше. «Если истребители действительно находились на данном аэродроме, то там непременно должны остаться признаки их присутствия в виде каких-нибудь фрагментов, и эти самолетные останки  докажут факт базирования «Харрикейнов»  примерно так я думал, прикидывая размеры аэродромной территории и сколько времени потребуется на ее обследование.

И тут у меня в голове возник вполне закономерный вопрос: «Как я смогу идентифицировать находки, если об авиации времен Второй мировой войны имею лишь самое общее представление?»

Ответ напрашивался сам собой: знания в этой области нужно существенно пополнить. Какой бы сложной ни казалась задача, ее нужно было решать – иного пути не было. А уж коли я оказался в этой ситуации благодаря «Харрикейну», то с него и решил начать.

Спустя месяц, я знал уже немало как об истории создания этого английского истребителя, так и о многих особенностях его конструкции.

Истребитель «Харрикейн» (в переводе с английского – «Ураган») начал серийно выпускаться английской фирмой «ХаукерАиркрафт» в 1937 году. Он оснащался мотором «Роллс-Ройс» и был вооружен 12-ю пулеметами «Кольт-Браунинг» винтовочного калибра. Для конца 30-х годов это был довольно совершенный самолет, хорошо зарекомендовавший себя в воздушных боях с немецкими истребителями летом 1940 года. В то время «Харрикейны» составляли основную ударную силу истребительной авиации английских ВВС. Но уже тогда, в дни Битвы за Британию, стало ясно, что «Харрикейн» уступает немецким «Мессершмиттам» в скорости и маневренности. После начала Великой Отечественной войны «Харрикейны» стали поставляться из Англии в СССР по ленд-лизу и, несмотря на свои недостатки, вполне успешно использовались нашими пилотами. Например, «Харрикейны» из состава авиачастей Балтийского флота, прикрывали Ладожскую трассу, обеспечивая доставку продовольствия в блокадный Ленинград. На таком самолете воевал, в частности, известный летчик, дважды Герой Советского Союза, Б.Ф. Сафонов. После того, как к концу 1942 года на вооружение советской авиации стали поступать новые отечественные истребители, «Харрикейны» начали передавать в части ПВО, основной задачей которых было противодействие бомбардировочной авиации противника. Ускорило этот процесс и перевооружение английских самолетов: вместо 12-ти малокалиберных пулеметов на них стали устанавливать четыре 20-мм пушки «Испано-Сюиза». Всего один удачный залп «Харрикейна» был способен серьезно повредить вражеский бомбардировщик. В то время ни один советский истребитель не обладал столь высокой огневой мощью.

Теперь, владея достаточно обширной информацией, я мог приступить к обследованию территории аэродрома, но она оказалась столь велика, что по самым оптимистичным прогнозам, процесс этот мог затянуться на несколько месяцев. Оставалось только одно: пользуясь всеми доступными материалами, попытаться определить наиболее перспективные места для поиска, что я в итоге и сделал.

Между тем, на дворе была уже поздняя осень, и поездку на интересующий меня объект пришлось отложить до весны.

Первый выезд на аэродром состоялся в конце апреля нынешнего года. Погода выдалась ветреная и я, порядком замерзнув и устав подбирать различное бесполезное железо, решил было прекратить поиск, но тут «аэродромный бог» сжалился надо мной и послал первую интересную находку – запальную свечу от английского мотора «Роллс-Ройс». «Значит, все-таки «Харрикейны» тут были!» – с волнением подумал я, мгновенно забыв и про ветер, и про мурашки на коже. За первой находкой вскоре последовала вторая – гаечный ключ с надписью на английском языке, а за ней и третья – звено патронной ленты от пушки «Испано-Сюиза». Всего же в тот день мне удалось отыскать семь предметов, прямо или косвенно указывающих на продукцию английского авиапрома.

В ходе последующих выездов на аэродром, которые я совершал вплоть до ноября месяца, было обнаружено немало частей конструкции и вооружения «Харрикейнов». К первым, в основном, относятся различные детали мотора «Роллс-Ройс» и фрагменты оборудования кабины пилота, а к последним – десятки гильз от патронов к пушкам «Испано-Сюиза» и пулеметам «Кольт-Браунинг». На всех найденных гильзах обозначена одна и та же дата выпуска – 1942 год. Все это не только окончательно подтверждало мое предположение о месте базирования «Харрикейнов», но и косвенно указывало на то, что появились они тут не ранее 1942 года.

Что же касается дат выпуска найденных деталей и узлов английских истребителей, то они отличаются гораздо большим разнообразием – с 1938 по 1941 годы. Это означает, что в чапаевской эскадрилье ПВО были «Харрикейны» и довоенной постройки, которые вполне могли участвовать не только в боевых действиях на советско-германском фронте, но и в Битве за Британию.

Пусть английский «Ураган», обладая весьма посредственными летными качествами, и не соответствовал столь громкому названию, но он честно выполнял свой долг  как над водами Ла-Манша, так и в грозном Балтийском небе. А прикрывая небольшой тыловой город Чапаевск от вражеских налетов, «Харрикейн» навсегда оставил свой след и в истории Безенчукского района.

рукоятка останова двигателя

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

111