Меню
12+

«Сельский труженик». Газета о политической, экономической и социальной жизни Безенчукского района Самарской области

22.04.2016 14:53 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 от 23.04.2016 г.

Командировка в зону невидимой смерти

Автор: Ирина Корнилова

Именно так часто называют ликвидаторы поездку в зону Чернобыльской АЭС.

На самом деле они знают, о чем говорят, ведь радиацию нельзя увидеть, пощупать и понюхать – ее будто нет, и вроде бы и бояться нечего. Лишь последствия от невидимого радиоактивного врага выдают то, насколько уязвимым может быть человек.

Историю героя моей статьи – ликвидатора последствий аварии на атомной электростанции А.Г. Левина, я, пожалуй, начну со времени его службы в Ульяновском высшем военно-командном училище связи им. Г.К. Орджоникидзе. 

Несмотря на то, что Александр Геннадиевич родился и вырос в семье рабочих, свою жизнь он решил связать с военной службой. «Тогда было почетно служить в Советской армии», – говорит капитан в отставке.

По окончании училища для прохождения дальнейшей службы он был направлен в танковый полк Тоцкой мотострелковой дивизии, где продолжил военную службу в должности начальника связи танкового батальона. Его работа была связана с многочисленными командировками и разъездами. По долгу службы, он бывал в Куйбышевской, Пензенской, Саратовской и других областях. И одним майским утром 1986 г. Александр Геннадиевич получил необычное командировочное предписание…  Командировочное предписание на Чернобыльскую атомную станцию. На тот момент ему было всего 22 года.

В середине мая он вместе со своими сослуживцами уже летел на самолете в 30-километровую зону отчуждения ЧАЭС.

По прилете офицер, был направлен в воинскую часть № 71432 – 122 мобильный отряд по выявлению радиационной обстановки и проведению дезакционных работ, который подчинялся химическим войскам Министерства обороны СССР. Так совпало, что этот отряд дислоцировался в п. Шиханы-2, в непосредственной близости от исторической родины А.Г. Левина. Там он встретил своих земляков, и этот факт не мог не греть душу в опасной командировке.

Александр Геннадиевич принял должность начальника связи отряда, и для него начался обратный отсчет дней до возвращения домой.

В его обязанности входило дежурство в зоне д. Копачи для обеспечения связи с машинами радиационной и химической разведки, уходящими в дозор на станцию для замеров зараженности земли, воды и воздуха, а также прием, обработка данных и их передача в оперативный штаб. Дежурство длилось по пять суток, после чего их сменяла другая смена.  

– Во время второго дежурства мне поступил приказ на замер степени зараженности техники, которая находилась под нашей охраной, – вспоминает Александр Геннадиевич. – А там кроме машины радиационной химической разведки стояли еще тягачи, на которых были закреплены контейнеры (ранее в них вывозился радиоактивный мусор). Внутри техники дозиметр показывал от 0,8 до 2 рентген, а на гусеницах уже от 9 до 25.

По результатам замера была дана команда о передислокации  машины радиационной и химической разведки и командно-штабной машины связи в другое место для дальнейшей работы, остальная техника была отправлена на захоронение.

Со слов капитана в отставке, после этого задания индивидуальный дозиметр Александра Геннадиевича показал сразу 9 рентген.

Позже А.Г. Левин выполнял другие работы. Он старшим группы военнослужащих ездил на  дезактивацию станции. Вместе они мыли подвальные, внутренние и вентиляционные помещения, а также убирали грунт на территории станции.

Однажды ему довелось побывать в реакторном цехе первого энергоблока.

– Мы воочию увидели, какая это была махина: огромный автоматический робот, который обслуживал цех, и графитовые стержни, во много раз превосходящие рост человека.

Также неоднократно приходилось бывать и в г. Чернобыле.

– Это вымерший город. По улицам бродили брошенные животные. Особо опасно было встречаться с собаками, которые сбивались в стаи, – вспоминает мой собеседник.

В 30-километровой зоне Александр Геннадиевич пробыл ровно пятьдесят дней: 9 июня его командировка закончилась.

А.Г. Левин был отмечен Грамотой за активную работу по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и проявленное при этом мужество, отвагу и самоотверженность.

 По возвращении к постоянному месту службы, за много километров от Чернобыльской АЭС, для бывшего ликвидатора начались обычные будни военнослужащего, но о времени, проведенном в «зоне отчуждения», он будет помнить всегда. Ведь это – его история: один большой эпизод его жизни.

За участие в ликвидации последствий катастрофы А.Г. Левин награжден орденом Мужества, а также знаком почета «Союза-Чернобыль» России с занесением в Книгу памяти. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

145