А бомбы-то были боевые
О военно-морском авиационном училище летчиков им. С.А. Леваневского, которое базировалось с сентября 1941 по август 1944 годы в Безенчукском районе, было написано очень много, однако до сих пор в истории пребывания училища на нашей территории остаются белые пятна.
В канун 71-й годовщины со Дня Победы советских войск над фашистской Германией, вместе с краеведом Безенчукского района П.А. Ожиговым, мы попробуем разобраться в некоторых вопросах, связанных с училищем, о которых в СМИ еще не было написано, а также в том, какая информация могла оказаться ошибочной.
– Петр Анатольевич, в начале нашего разговора давайте еще раз напомним нашим читателям, кто такие леваневцы и что они здесь делали в годы войны?
- Леваневцы – это курсанты военно-морского авиационного училища летчиков им. С. Леваневского, которое было эвакуировано в п. Безенчук из г. Николаева.
Стоит отметить, что наш район для перебазирования училища был выбран не случайно. По воспоминаниям ветерана авиации ВМФ полковника П.Г. Манилова, на это было несколько причин. Например, вблизи станции не было никаких крупных предприятий, зато были неограниченные возможности для устройства и рассредоточения аэродромов, так как кругом были бескрайние степи и перелески. Не последнюю роль в выборе места базирования сыграла непосредственная близость акватории реки Волги, где можно было отрабатывать атаки на надводные цели.
– Вы уже достаточно давно собираете информацию о леваневцах. Уверена, что Вам известно немало подробностей о базировании училища на безенчукской земле. Помните ли Вы, какие-нибудь публикации в СМИ по данному вопросу, информация которых была, по Вашему мнению, не совсем достоверна?
– Действительно на эту тему написано немало и были приведены такие факты, с которыми я мог бы поспорить. Например, на каких типах самолетов летали курсанты.
В публикациях писалось о различных марках самолетов – ИЛ-2, И-153 («Чайка»), Пе-2, СБ и других. Да, на этих самолетах в разное время леваневцы действительно летали. Однако приписывались училищу и такие самолеты, как В-25 «Митчелл» и гидросамолет двойного базирования «Каталина» (оба – американского производства). Безусловно, самолеты этих типов в годы войны поставлялись по ленд-лизу в Советский Союз, но каких-либо достоверных данных об их использовании в училище им. С.А. Леваневского я пока не нашел. По крайней мере, в архивных материалах, которые мне довелось изучать, эти самолеты не значатся. А вот о пребывании в училище самолетов А-20G американской фирмы «Дуглас» удалось собрать немало доказательств.
Еще одной «легендой» оказалась информация о том, что в учебных бомбометаниях применялись только учебные (цементные) бомбы, а боевые никогда не использовались. В пользу этого утверждения приводятся следующие аргументы: во-первых, это было не безопасно и, во-вторых, фронту и без того не хватало боеприпасов. Когда же я впервые оказался на одном из полигонов, мне в глаза сразу бросились большие воронкообразные ямы весьма приличной глубины. Самая большая яма в диаметре была равна примерно шести метрам, а её глубина почти в полтора раза превосходила мой собственный рост. Однако воронок такого размера я встретил немного, в основном попадались ямы меньшего диаметра – около 3-х метров. Аналогичную картину я наблюдал и на других полигонах.
Меня эта тема заинтересовала, и было решено провести собственное расследование. Предположив, что не все составляющие корпуса бомбы при взрыве разлетелись по окрестностям и что-то, наверняка, осталось в воронках, я решительно взялся за лопату
Признаюсь честно – копал не зря. Я нашел много осколков корпусов авиабомб, на которых сохранилась маркировка заводов — изготовителей. Но особо ценной находкой для меня стал кусок головной части фугасной бомбы с остатками корпуса взрывателя, на котором был указан год выпуска – 1942-й. Внимательно изучив найденное «железо» и просмотрев немало литературы на данную тему, я вполне достоверно определил типы боеприпасов, применявшихся леваневцами для бомбометания по наземным целям. Ими оказались фугасные авиабомбы, калибром (весом) 100 кг (ФАБ-100) и 250 кг (ФАБ-250) и осколочные, калибром 25 кг (АО-25). Удалось даже отыскать воронку, оставленную фугасной авиабомбой, корпус которой был изготовлен из бетона. Да, делали и такие, чтобы сэкономить металл. Судя по датам выпуска, обнаруженным на корпусах, стабилизаторах и других частях бомб, я установил, что учебное бомбометание в училище начали активно применять не ранее конца 1942 – начала 1943 года.
Что касается практических (учебных) бомб, то на полигонах они встречаются в большом количестве и различных типов. Лично я насчитал не менее шести типов цементных бомб, калибром от 7 до 40 кг.
Мне также неоднократно доводилось читать о том, что аэродром близ ст. Безенчук был построен в «рекордно короткие сроки», и практически сразу после перебазирования училища. С этим тоже готов не согласиться, так как у меня имеется копия фотоснимка поселка Безенчук и его ближайших окрестностей, сделанного в конце 1942 года с немецкого самолета — разведчика, где никаких оборудованных аэродромов нет и в помине. Однако поле, расположенное на западной окраине поселка, в то время уже использовалось в данном качестве, так как на снимке вполне отчетливо виден взлетающий самолет. Кто-то может возразить: мол, подобный объект мог быть хорошо замаскирован. Однако аэродром, находящийся в то время возле ст. Звезда, очень хорошо просматривается на аналогичных снимках.
– Петр Анатольевич, как Вы думаете, почему боевое бомбометание началось именно с 1943 года?
– Я предполагаю, что до этого времени инфраструктура училища, возможно, была еще плохо отлажена. Например, в одной из книг об училище говорится о том, что комиссия, приехавшая в 1942 году для его проверки, обнаружила, что более половины самолетов стоят в неисправном состоянии.
В подтверждение этой версии служат и воспоминания бывшего курсанта Е.И. Францева, который утверждал, что зиму 1942-1943 годов курсанты проводили еще в землянках, и только ближе к весне их перевели в относительно нормальные условия проживания.
– Судя по Вашему рассказу и приведенным фактам, складывается мнение, что для Вас практически не осталось тайн, касающихся этой части истории Безенчукского района. Так ли это?
– Вовсе нет. Все, что я знаю, – это, как говорится, только верхушка айсберга. Еще много непонятного, а то и вовсе неизвестного скрывается в «закоулках» истории училища. Например, мне бы очень хотелось выяснить отношение к училищу им. С.А. Леваневского некоторых, достаточно известных в нашем районе людей, одним из которых являлтся писатель Вениамин Никифорович Бондаренко. Я знаю, что он был курсантом этого училища, однако многие подробности его военной биографии пока остаются «за кадром».
– Петр Анатольевич, большое спасибо за интересную беседу. Желаю успехов в дальнейших изысканиях, которые помогут и Вам, и нам узнать много нового об истории легендарного училища.
Наша справка
Николаевское ВМАУ имени С.А. Леваневского за первый год войны выпустило 418 авиаторов, за второй год – 469, за третий – 852. За неполный четвертый год войны училище окончили 905 человек летного состава. 25 выпускников училища стали Героями Советского Союза.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.