Меню
12+

«Сельский труженик». Газета о политической, экономической и социальной жизни Безенчукского района Самарской области

06.05.2016 15:12 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33-34 от 07.05.2016 г.

Тринадцатилетний партизан

Автор: Наталья Зотова

В прошлом году на открытии после рекострукции киноконцертного зала «Юбилейный» среди тех, кому губернатор Н.И. Меркушкин вручал юбилейные медали и памятные часы, был и житель Безенчука, ветеран Великой Отечественной войны Николай Андреевич Якушенко.

Война началась, когда  белорусскому мальчику исполнилось 10 лет.

– Семья у нас большая была: родители, бабушка с дедушкой, нас шестеро: два брата и четыре сестры, – начинает свой рассказ Николай Андреевич. – Места у нас замечательные в деревне Кошовое, что в Гомельской области. Лес рядом, где мы грибы собирали и ягоды. Наберем с сестрами 4 корзинки и сдадим. Копеечку какую-никакую выручали. В лугах сено косили и для себя, и для колхоза.  В школе я учился, но успел только три класса закончить, а тут война.

Старший брат в армии служил. Сразу из армии его на фронт отправили. Встал на защиту Родины и отец. Дошел с боями до Берлина. Николай Андреевич помнит последнее письмо отца, в котором он сообщал, что завтра предстоит бой. В том самом бою накануне Победы он и погиб.

– Первые три года мы жили «под немцами». Пока фашисты наступали, у нас в селе было все тихо. Нам раздали по участку земли, на котором мы сажали картошку, кукурузу, тыкву, чтобы прокормить себя. Но в 1943-44-ом все изменилось. Наши войска погнали немцев, и тут они начали зверствовать, – продолжает свой рассказ ветеран войны. – В 12 километрах от нас село было Рудня-Маримоново, где  стоял отряд полицаев. Мы знали, что за связь с партизанами, которых было много в лесу, заставляли копать себе могилу и потом расстреливали. Боялись мы, но все равно помогали партизанам, подкармливали. А однажды, когда я работал у себя на участке, меня заметил один партизан и стал расспрашивать о количестве полицаев в деревне, кто куда ездил… И впоследствии я не единожды им сведения передавал. О том, что  связан с отрядом, знала только моя старшая сестра. Больше никто. Это было очень опасно.

В конце 1944-го советские войска подошли очень близко. Немцы собрали всех жителей и погнали впереди себя, вроде как заслон. Гнали их в Речицу. Без всяких остановок. Очень торопились.

– Мы в чем были, в том и шли. Меня дедушка за руку держал. Ему уже под 90 было. Быстро он идти не мог, а фашист все штыком его подгонял. Дедушка не выдержал, повернулся и плюнул в лицо фашисту. Тот, недолго думая,  выстрелил в старика. Помню, как мне было жалко дедулю, но фашисты не дали его  похоронить, погнали нас дальше, – все глубже погружается в воспоминания военных лет Николай Андреевич. – К вечеру мы подошли к Речице. Маленькие дети плакали, просили пить и есть. Мама меня с другом Мишкой послала поискать воду на болотах. Мы вдвоем и поползли. А вокруг стрельба. Наши наступают. С одной стороны немцы отстреливаются, с другой – наши их бьют. Попали мы под такой обстрел. Я успел прыгнуть в траншею, а Мишка нет. Помню, упал он на меня и кровь его по плечу мне потекла. Мне и плакать хочется от того, что друга больше нет, и страшно, что не ровен час и меня шальная пуля зацепит.

Уже позже мама Николая вместе с матерью Миши нашли мальчиков. Но тут и бой начался. Советские танки пошли в атаку. Женщины и дети, кто уцелел, бежали лесом до села. Там, голодные и вымотанные, переночевали в сгоревшей избе. Утром, когда боевые действия закончились, Николай вместе со своими односельчанами двинулся в обратный путь. Домой.

– Вернулись, а села-то нашего и нет. Фашисты его спалили. Все набились в сторожку лесника. Ночевали, можно сказать, стоя. Утром принялись копать землянки, в которых прожили четыре года. А через две недели умерла моя младшая сестренка Липа. Фашисты же нас гнали на смерть. В чем были мы, в том и пошли, толком ни обувки у нас, ни одежды не было. А уже конец осени. Поутру снег выпал. Липочке всего 5 лет было. Застудила, видно, ноги и умерла, – утирая нахлынувшие слезы, вспоминает ветеран. Прошло столько лет, но боль от утраты любимой сестренки не проходит.

Надо было думать, как жить дальше. Благо, лес рядом. Вместе с сестрами пилил деревья. Соорудил некое подобие тачки. Взваливал на неё срубленное дерево и вез ближе к сгоревшему дому. Потом обрабатывал ствол. Так, за четыре года, отстроил новый дом, а заодно отшлифовал свои столярные навыки. Вскоре женился, а в 1949-ом отправился  служить в армию, на Сахалин.

В 1968-м Николай Андреевич вместе с семьей решается на переезд в Безенчук, где жила сестра жены. Устраивается в строительную бригаду РайПМК к В.И. Камынину. Двухэтажный дом на улице Нефтяников, в котором сейчас живет ветеран с женой, строил сам, вместе с бригадой.

 К сожалению, в 1970-ом умерла супруга. Молодой еще мужчина остался один с двумя маленькими детьми на руках. Но судьба дала ему еще один шанс. Он познакомился с хорошей работящей женщиной, которая, как и он, осталась одна, растила двух маленьких дочек. И вот уже 45 лет Николай Андреевич и Мария Васильевна живут в любви и согласии. Вместе вырастили четверых детей. Радуются приходу 7 внуков и 8 правнуков. Рассказывают им про боевое прошлое Николая Андреевича, показывают юбилейные медали, медаль в память о военном параде в г. Куйбышеве 7 ноября 1941 и медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

134