Меню
12+

«Сельский труженик». Газета о политической, экономической и социальной жизни Безенчукского района Самарской области

07.07.2016 13:06 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 52 от 09.07.2016 г.

Незабываемые, мистические, народные

Автор: Ирина Корнилова

Испокон веков наша страна славится своими традициями, обычаями и народными праздниками, которые всегда отмечались с широким размахом. И пусть на дворе XXI век – фольклорные праздники год от года всё больше находят отклик в сердцах жителей.

Многие сотни лет назад в Верхнем Поволжье существовал языческий праздник – Кострома, включавший народный обычай отмечать наступление лета так называемыми «похоронами Костромы». Сейчас этот праздник незаслуженно забыт, однако в сельском поселении Екатериновка еще есть старожилы, которые помнят, как проходило празднование Костромы.

По мнению руководителя кружка по интересам «Екатериновские зори» Т. Н. Сазоновой, из всего Безенчукского района наиболее долго этот праздник просуществовал в деревнях Григорьевке и Фёдоровке, вплоть до 50-х годов прошлого века.

– В 70-80-е годы его уже не отмечали. Народ начал забывать традиции своих дедов. Так потихоньку праздник переродился  в детскую игру, – рассказывает Татьяна Николаевна.

Одна из участниц кружка Т.Д. Мокина вспоминает, как в детстве из прутьев и соломы вместе с подругами изготавливала куклу Кострому, которую одевали в женское платье и украшали цветами. Потом они помещали её в коробочку и, напевая обрядовую песню, хоронили в земле.

На самом деле наши предки встречали лето немного по-другому. Здесь хочется напомнить древнюю легенду. «Однажды, на берегах древней реки Ра (ныне Волга) бог Семаргл встретил богиню ночи Купальницу, они поженились, и родились у них мальчик Купала и девочка, нареченная Костромой. Однажды гуси-лебеди и птица Сирин унесли Купалу за тридевять земель, разлучив его с сестрой. Прошло много лет, Кострома выросла и стала красавицей. И вот как-то, гуляя по берегу реки Ра, сплела она венок из цветов и стала хвалиться, что не снесет ветер с головы венок ее, а это в то время означало, что девушка не выйдет замуж. Боги рассердились на Кострому за похвальбу и сдули венок с головы. Улетел он в реку. А в это время Купала, плавая на лодке, увидел венок и подобрал его. Девушка очень понравилась юноше, они влюбились друг в друга с первого взгляда и вскоре поженились. Месть богов была страшна, они сообщили Костроме и Купале о родстве. Такого позора они не пережили. Кострома бросилась в темное озеро, но не утонула, а превратилась в русалку Мавку, а Купала погиб в огне костра. После боги раскаялись, решили вернуть молодых к жизни, но человеческий облик не смоги дать, а превратили их в чудесный цветок Купала-да-Мавка».

Вот такая грустная легенда сохранилась у нас в народе. А цветок этот в наши дни мы знаем, как Иван-да-Марья, и является он символом очищения, где желтым цветом сияет огненный Купала, а синим, как воды темного озера, – Кострома.

Древние языческие праздники – наследие древней русской жизни. Минуя время, они словно на генетическом уровне до сих пор живут в нас, незабываемые, мистические, народные.

 В Екатериновке решили возродить любимые праздники своих предков. И начали они как раз с Костромы.

29 июня члены кружка по интересам «Екатериновские зори» вместе с солистами ансамбля ветеранов труда «Золотой возраст» (рук. Л.В. Баннова) по старинному обычаю с песнями, танцами и играми опустили короб с Костромой в реку. Теперь по традиции лето полноправно вступило в свои права.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

183