Меню
12+

«Сельский труженик». Газета о политической, экономической и социальной жизни Безенчукского района Самарской области

18.08.2023 13:27 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 64 от 19.08.2023 г.

Безенчук в сердце моём

Автор: Татьяна Нагорнова

Герой нашей сегодняшней беседы Валерий Фёдорович Терентьев – ветеран Вооруженных сил РФ, подполковник в запасе, мастер спорта СССР по вертолетному спорту, летчик-инструктор первого класса, командир эскадрильи, начальник штаба – заместитель командира 851-го учебно-вертолётного полка.

Командир звена майор В.Ф. Терентьев (с моделью вертолёта в руках) проводит контроль готовности курсантов к полёту на аэродроме Звезда, 1980 г.

3-й курс СВВАУЛ, аэродром Безенчук, 1973 г.

Службе в Безенчукском полку отдал 23 года своей жизни (с 1975-го по 1998 год), награждён орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени, медалями «За безупречную службу» I, II, III степеней и юбилейными медалями. А 26 июля он отметил 70-летний юбилей.

– Валерий Федорович, давно в небо не поднимались?

– В 2018 году на аэродроме Бобровка в Кинельском районе проходил праздник с авиашоу в честь Дня ВВС. Мне позвонил мой бывший курсант Анатолий Федотов, там он пилотировал вертолёт и предложил мне полетать. Мы приехали на аэродром всей семьёй. Летали на Ми-2. Я сразу всё вспомнил! Для меня полёт – это высшее наслаждение! До этого я не летал уже 23 года после увольнения в запас.

– А первый свой полёт помните?

– Впервые поднялся в небо 5 мая 1972 года на аэродроме Звезда, когда учился на втором курсе Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков. Прибыли мы, курсанты, в лагерь в апреле, жили в палатках, которые сами поставили. Ночью в них было холодно, но мы постепенно привыкли, ведь впереди были полёты. И вот этот день настал. Я поднялся в воздух на Ми-2У вместе со своим инструктором старшим лейтенантом В.С. Казьминым. Чувство полёта трудно передать. Это свобода, красота... и первые движения ручкой управления, рычагом «шаг-газ» и педалями. Конечно, управлял инструктор, но и я ощущал себя сопричастным к этому действу. Первый ознакомительный полёт продолжался 12 минут. После посадки я поделился впечатлениями с друзьями по лётной группе. Они тоже были в восторге. Поднявшись в небо, я был удивлён и восхищен красотой нашей земли. Такое не забывается! 23 июня 1972 года я уже самостоятельно вылетел на вертолёте. Проверку готовности к вылету выполнили старший лётчик майор Р.Б. Корочкин и заместитель командира третьей эскадрильи капитан В.С. Борисенко, который допустил меня к самостоятельному вылету.

– Как так получилось, что Вы стали летчиком?

– В детстве, когда мне было лет пять, я увидел, как над Безенчуком на малой высоте с громким звуком пролетел истребитель МиГ-15У. Тогда обучение будущих лётчиков велось на этих самолётах. Я тогда этого не знал и испугался, подумав, что это немцы. У самолёта внизу были черные топливные баки, а мне показалось, что это бомбы. Взрослые позже мне объяснили, как всё было на самом деле. Чуть постарше, перед школой, я видел, как здесь летали самолёты ЯК-18У. Они считаются «учебной партой» у лётчиков, то есть на них происходит первоначальное обучение. Пилотажная зона (район полётов) была близко, примерно над Новооренбургским, и я всё видел. Они в небе крутили петли, делали боевые развороты, штопор. Когда полётов не было, то совершались массовые парашютные прыжки с самолёта Ан-2. На меня всё это производило сильное впечатление, я был очарован! Кроме этого, на мой выбор повлиял учитель физкультуры и военной подготовки второй школы, где я учился, Анатолий Кузьмич Шаболкин, участник Великой Отечественной войны. Когда я был уже в 9-м классе, однажды военрук привел нас на взлётку аэродрома в Безенчуке, где шла подготовка лётного состава к полётам, и у одного из курсантов при надевании комбинезона случайно запецился и оторвался погон. Я поднял упавший знак различия с земли, но авиатор вернул его мне, сказав: «Лётчиком будешь!».

– Так и вышло. А Вы всегда жили в Безенчуке?

– Я считаю себя безенчукским, хоть и родился в соседней Ульяновской области, в селе Тереньга Тереньгульского района. Отец – шофёр, мать – домохозяйка. Родители переехали в Безенчук, когда мне было всего два месяца.

– В военном училище трудно было учиться?

– После окончания школы в 1970 году я поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков (СВВАУЛ). Первую сессию я сдал на отлично. Зимой приехал домой в отпуск. Побывал на вечере встречи выпускников. Дни отпуска быстро пролетели, и снова – учёба, тревоги и ранние подъёмы. В мае 1971 года, пройдя подготовку, мы выполнили по два прыжка с парашютом с самолёта Ан-2 в Сызрани. Нам выдали значки парашютиста, чем мы очень гордились.

На 2-м курсе мы учились летать на Ми-2 на аэродроме Звезда. Отрабатывали полёты по кругу, в зону и на площадку. На 3-м курсе выполняли более сложные полёты в Безенчуке, тоже на Ми-2, по маршруту, в зону по приборам и полёты строем. На 4-м курсе летали на боевых вертолётах Ми-4 в Пугачёве. Осенью 1974 года мы сдали госэкзамены и выпустились из училища в звании лейтенантов.

– Где началась Ваша офицерская служба?

– Сначала меня направили служить в 131-й полк в п. Сокол Саратовской области, а через год – в Безенчук, в военную часть 42122, 851-й учебно-вертолётный полк. Я был назначен лётчиком-инструктором в ту же третью эскадрилью, где был курсантом. В Безенчукском полку служил до 1998 года, до увольнения в запас в звании подполковника, в должности начальника штаба полка – заместителя командира 851-го УВП. В 1978-м стал летчиком-инструктором первого класса. За всё время службы налетал 3300 часов. Совершил 43 прыжка с парашютом.

– Как Вы получили звание мастера спорта СССР по вертолётному спорту? Какие испытания пришлось пройти? Как это отразилось на Вашей дальнейшей службе?

– В 1978 году несколько лётчиков из нашего полка были привлечены к полётам по программе мастеров спорта СССР. Тогда я впервые встретился со старшим лётчиком-методистом лётно-методического отдела СВВАУЛ подполковником Г.А. Ивановым – замечательным воспитателем и тренером. Он за короткий срок направил процесс подготовки к соревнованиям по вертолётному спорту в нужное русло, что принесло свои плоды. Я принял участие в первенстве Вооружённых сил СССР по вертолётному спорту в Сызрани, выполнил норматив мастера спорта СССР и даже получил приз самого молодого участника. Мне тогда было 24 года. Через год я был приглашён в сборную СВВАУЛ и стал чемпионом Вооружённых сил СССР по вертолётному спорту по двум упражнениям: «Полёт по маршруту с выходом на цель в заданное время» и «Полёт в квадрате на малой высоте с грузом на внешней подвеске». Причём точность выхода на цель была 0.00 секунд! В составе сборной я участвовал в первенстве Союза ССР в Сумах.

Осенью 1979 года назначен старшим лётчиком-инструктором во второе звено 3-й учебно-вертолётной эскадрильи. 3 февраля 1981 года я стал командиром звена, старшим лётчиком был майор В.И. Красильников. Благодаря хорошей совместной работе наше звено к концу 1982 года стало отличным. Все лётчики были первого и второго класса. Не подводили нас и специалисты технического состава. Мы заслуженно стали лучшими в эскадрилье: старшие лейтенанты В.А. Зотов, В.Л. Пойман и П.И. Панфёров, лейтенант В.Б. Куляшов, прапорщики Г.И. Ермоленко, Н.С. Попов, П.В. Трусь. За успехи, достигнутые в боевой и политической подготовке, и самоотверженный труд в деле подготовки лётчиков, в 1982 году меня наградили орденом «За службу Родине в ВС СССР» третьей степени.

– 3-я учебно-вертолётная эскадрилья, которой Вы командовали, была признана лучшей. Этого успеха, наверное, нелегко было достичь?

– Командиром эскадрильи был 5 лет, с 1984-го по 1989 год. Этот период моей службы я считаю самым сложным. За год сменилось три заместителя командира эскадрильи. Многие офицеры недавно назначены на новые должности. Задач по подготовке на очередной класс лётчиков никто не снимал. Подтверждение классной квалификации усложнилось из-за наличия в эскадрилье двух лётчиков первого класса ВВС. Методическая база требовала ремонта. В 1986 году, при полётах на аэродроме Звезда, в результате нарушения в методике лётного обучения, молодой лётчик-инструктор передоверил управление курсанту, при выполнении висения в квадрате вертолёт коснулся хвостового винта и опрокинулся. Выключить двигатели успели. Вертолёт не загорелся, но получил повреждения и восстановлению не подлежал. Естественно, вся ответственность легла на меня, командир за всё в ответе. Тем не менее основная задача по подготовке курсантов была выполнена. Грубых нарушений воинской дисциплины не было допущено. В 1987 году эскадрилья также успешно решала стоящие перед ней задачи и к 1988 году вышла на передовое место в полку. В этом большая заслуга партийной и комсомольской организации эскадрильи. На высоком уровне была поставлена и спортивно-массовая работа. Все годы командования эскадрильи моим заместителем по политчасти был майор П.И. Панфёров – ответственный офицер и отличный лётчик. Я благодарен ему за его помощь в поддержании крепкой воинской дисциплины и воспитании личного состава.

– Какие задачи Вы выполняли, став в 1989 году начальником штаба – заместителем командира 851-го учебно-вертолётного полка?

– Основные цели работы штаба состояли в том, чтобы на основе постоянной боевой готовности, правильной организации службы войск и внутреннего порядка, крепкой воинской дисциплины обеспечить выполнение подразделениями главной задачи – качественной подготовки лётного и курсантского состава в соответствии с планом учебно-боевой подготовки, без летных и наземных происшествий и грубых предпосылок к ним. Для улучшения службы войск заместитель командира полка – подполковник Ю.В. Строганков внёс инициативу, что подчинённые заступают в наряд со своими командирами. Это дало положительные результаты и повысило ответственность командиров подразделений.

В 1994 году полк успешно переучился полётам на вертолёте Ми-8Т. Хотелось бы отметить, что огромный вклад в создание и совершенствование лётно-методической базы полка внёс старший штурман полка В.В. Петраш. У него действительно золотые руки и светлая голова. Отдельная благодарность – майорам Е.В. Фрацман, Г.В. Кантаеву, А.Д. Емельянову, В.П. Метину, В.М. Чернышеву, старшим прапорщикам А.В. Силантьеву, Г.А. Илькевич, подполковникам А.Н. Челнакову, В.И. Игнатьеву, ефрейтору Г.В. Петряшиной, начальнику штаба батальона обеспечения майору А.Д. Баринову, начальнику штаба батальона связи майору С.А. Мокееву.

– Как сложилась Ваша судьба после увольнения с военной службы в 1998 году?

– Сначала я работал во второй школе преподавателем автодела, затем в областном управлении спортсооружениями, которое организовывало досуг трудных подростков. После был старшим воспитателем в детском доме Безенчука, преподавателем ОБЖ в школе №4. С 2005-го по 2010 год избран главой г.п. Безенчук. С 2011-го по 2013 год возглавлял отдел кадров Безенчукской центральной районной больницы.

– Как ветеран Вооружённых сил Вы проводите встречи с детьми и молодёжью. Каковы темы этих встреч?

– В ветеранской организации Вооруженных сил РФ – с 2008 года. Одно из основных направлений работы в организации – патриотическое. На встречах с детьми и молодежью обсуждаем темы истории России, Великой Отечественной войны, краеведения. Касаемся вопросов сегодняшней международной обстановки, места России в мире. Я считаю, что детям нужно рассказывать и показывать историю нашей страны, нашего района. Я живу здесь и никогда не стремился отсюда уехать. Безенчук – в моём сердце.

Безенчук в сердце моём

Моё босоногое детство

В рабочем посёлке прошло,

И к небу высокое чувство

Тогда незаметно пришло.

Здесь «МиГи» взлетали со свистом,

Закладывал «ЯК» виражи,

«Ан-2» в небе утреннем, чистом

Над куполами кружил.

На взлётку аэродрома

Кузьмич, военрук, нас водил.

И там мне курсант незнакомый

На память погон подарил.

Окончена школа вторая,

В руках аттестат неплохой.

Я прибыл в Сызранское ВВАУЛ

На встречу с заветной мечтой.

А годы учебы летели…

И вот подо мной Безенчук!

Мне лётчик-инструктор доверил

Над городом выполнить круг.

Впервые я шёл на посадку

На курсе, где школа моя.

Взглянул на неё я украдкой:

«Прости, не сейчас до тебя».

Со временем стал я пилотом

И многих курсантов учил.

Свой лётный и жизненный опыт

Хороший тогда получил.

Я был – командир эскадрильи

И штабом полка управлял.

Спасибо всем тем, с кем служили,

Кто в небо путёвку мне дал!

Автор: Валерий Терентьев

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

317