Меню
12+

«Сельский труженик». Газета о политической, экономической и социальной жизни Безенчукского района Самарской области

22.03.2017 14:08 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 22.03.2017 г.

Закон о принудительном лечении необходим

Автор: Наталья Зотова

Врач-фтизиатр Безенчукской ЦРБ С.С. Бугаева рассказывает об уровне заболеваемости самым древним в истории человечества заболеванием – туберкулезом.

– Рост заболеваемости туберкулезом по сравнению с прошлым годом произошел на 20 процентов. И связано это в первую очередь с тем, что идет увеличение числа тех, кто имеет в своем диагнозе сочетание ВИЧ и туберкулеза, – рассказывает Светлана Степановна. – Именно поэтому, на основании Постановления Правительства от 25.12.2001 г. № 892, граждане, имеющие ВИЧ-статус, должны проходить обследование дважды в год. С чем это связано? Заражение ВИЧ-инфекцией сейчас чаще всего происходит половым путем, и человек в течение полугода может не догадываться о своей болезни. Поскольку мы все с рождения инфицированы микобактериями туберкулеза (носим в организме их небольшое количество), то, пока защитные силы организма справляются, – мы в безопасности. Но как только происходит заражение ВИЧ-инфекцией, иммунитет ослабевает, многие инфекции прорываются наружу, и туберкулез в первую очередь.  Именно поэтому должен быть такой строжайший контроль у тех, кто заражен ВИЧ-инфекцией.

Остальные обязаны раз в год делать флюорографическое обследование своих легких.

– Светлана Степановна, с какими сложностями при выявлении заболевания вы чаще всего сталкиваетесь?

– Туберкулез – социально значимое заболевание. Как только ухудшается экономическая ситуации,  идет рост туберкулеза. Сейчас, из-за нехватки рабочих мест, многие вынуждены уезжать из райцентра в поисках работы. Кто-то каждый день ездит на электричке (не досыпая, не имея регулярного полноценного питания, подвергая себя в транспорте постоянному риску заражения). Кто-то арендует квартиру – живет и работает в городе, имея безенчукскую прописку. В результате, среди вновь выявленных   по заболеваемости туберкулезом по 5-6 человек тех, кто зарегистрирован в нашем районе, а по факту работает и проживает в Чапаевске, Тольятти, Самаре…  Сложность состоит в том, что мы не можем выйти на этого человека. Не можем его дообследовать, дать ему направление на лечение. И такой человек продолжает жить и работать, представляя угрозу для окружающих. В этой ситуации мы можем только уповать на сознательность родственников, которые могут настоять на прохождении обследования своего внука, сына, дочери…Таким образом дать шанс на выздоровление.

Это одна из сложностей. Есть еще одна. Несмотря на то, что в последнее время большинство работодателей стали более требовательны к прохождению их сотрудниками флюорографического обследования, есть еще случаи, когда руководители небольших ферм или организаций принимают на временную работу служащих, но при этом забывают спросить результат флюорографии, тем самым подвергая себя и своих постоянных сотрудников риску заразиться туберкулезом.

– Мы в основном говорим о проблемах со взрослым населением. А есть ли сложности с выявлением туберкулеза у детей?

– За 2016 год не зарегистрировано ни одного случая заболевания туберкулезом у детей и подростков. Стоит напомнить, что методом выявления у детей до 7 лет является проба Манту. С 8 до 15 – диаскин-тест.

Другое дело, что у нас фиксируются отказы от прививок БЦЖ. В 2015 году их было 9, в 2016 – 3. Родители в силу своих предубеждений или предрассудков отказываются от единственного метода специфической профилактики туберкулеза!

Есть и те, кто отказывается от проб Манту и диаскин-тестов. Чтобы такой ребенок мог посещать детский сад, мы требуем предоставить рентген-обследование легких ребенка. Такое обследование вреднее для детского организма, чем обычная проба Манту, которая не содержит в своем составе живых возбудителей туберкулеза.

Все взрослое население проходит ежегодное флюорографическое обследование (а некоторые категории и дважды в год). В случае, если выявляем заболевание у одного пациента, обязательно берем на контроль членов семьи и тех, с кем он работал. По показаниям этой категории граждан назначаем профилактическое лечение противотуберкулезными препаратами, чтобы предотвратить заболевание туберкулезом. Были случаи, когда при обнаружении туберкулеза у матери, в образовательном учреждении интересовались о возможном отстранении от посещения школы её ребенка.

Контактные – это здоровые граждане. И они не подлежат отстранению от учебы и работы, так как не являются объектом заражения для окружающих. Главное, чтобы они принимали профилактическое лечение, регулярно обследовались.

– Источником заражения являются пациенты с открытой формой туберкулеза. Сколько таких в Безенчукском районе?

– С открытой формой туберкулеза – 42 человека. И опасность исходит не только от них, но и от тех, у кого закрытая форма. Объясню, почему. Если у больного с закрытой формой туберкулеза, в силу каких-то жизненных причин, ухудшились условия жизни, он не имеет полноценного питания, прерывает лечение, подвергается стрессам, а возможно и злоупотребляет алкоголем, наркотиками, как результат – снижение иммунных сил организма. В итоге – закрытая форма туберкулеза переходит в открытую. Поэтому количество угроз увеличивается. Особенно если учесть, что и те, кто имеет открытую форму, ведя асоциальный образ жизни, отказывается от лечения.

В ст. 10 «Обязательные обследование и лечение больных туберкулезом» ФЗ РФ № 77-ФЗ от 18.06.2001 г. «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» говорится: «Больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются в специализированные медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения». В 2016 году у нас были вынесены судебные решения по двум больным о принудительной госпитализации, которые до сих пор не исполнены в полной мере. Одна их них – женщина, проживающая в одном из сел района, воспитывает несовершеннолетнего ребенка. Своим отказом от лечения она подвергает опасности жизнь и здоровье не только окружающих, но, в первую очередь, своего родного ребенка!

Я 43 года работаю врачом-фтизиатром и при нынешней ситуации считаю необходимым принятие закона о принудительном лечении именно для таких пациентов. Они – угроза для всего общества! Мы, в свою очередь, делаем все возможное: направляем на обследование и госпитализацию, назначаем лечение, проводим обследование контактных лиц, в составе медико-социальной комиссии посещаем больного, стараемся действовать методом убеждения, отстраняем от работы лиц с открытой формой, подаем заявление в суд о принудительной госпитализации… Но мы не всесильны и принудительная госпитализация не решает проблемы кардинально. Чтобы защитить общество от угрозы распространения туберкулеза, должно быть решение на федеральном уровне о принудительном лечении для «уклонистов». Только так можно справиться с болезнью.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

157